Оригинал взят у galina_guzhvina в С "Небес Обетованных" на Землю
Кинопоиск
Вчера после просмотра этого фильма (причем так получилось, что раньше я его не видела, поэтому эксперимент вышел чистым, никакие призмы пронесенных через годы предубеждений мне при этом не мешали) я задалась простым вопросом: а что от него останется в сухом остатке лет этак еще через двадцать, когда очевидцы содома девяностых либо вымрут (если находились в те поры в сознательном возрасте), либо за давностию лет позабудут вкус эпохи?
Разумеется, останутся великолепная актерская игра советского разлива и прекрасная режиссура от народного фильмотворца. Но что будет внятно зрителю из этого безумно запутанного клубка социальных и исторических смыслов, подтекстов, намеков, аллюзий, символов и аллегорий, так восхищавших в свое время советского же разлива интеллигенцию и составляющих, по большому счету, основной интерес "Небес обетованных"?
Ведь что перед нами? - Старая, как мир (ну или, по крайней мере, как христианская религия), история о кучке людей, выброшенных на задворки жизни и обреченных на самое маргинальное существование, которое, впрочем, им тоже не гарантировано, поскольку сильные мира сего социально неблагонадежный элемент не жалуют и истребляют, как могут - если не сам элемент, то среду его обитания, что, по сути, сводится к тому же. Между тем именно эти люди, эти самые clochards célestes (нищие, коих есть царствие небесное) представлены как носители не только яркой человеческой индивидуальности, но и истинной гуманности и высших проявлений человеческого благородства. Надеяться им не на что, кроме как на помощь с небеси и на восстановление где-то там, не на этой Земле, не в этой жизни попранной справедливости. Нищие, паяцы, провидцы, святые. Пестрая смесь лоскутьев одежд и черт изможденных лиц. Тема общечеловеческая, не раз поднятая и разработанная в классике (Двор чудес у Гюго, Двор отбросов у Марка Твена, да что там - любой плутовской роман может похвастаться описанием какой-нибудь из разновидностей этого феномена, истоки которого находятся, вне сомнения в традиции коммун первых христиан)...
Так вот. Я очень боюсь, что по прошествии лет от фильма останется лишь этот поверхностный смысл. Поскольку такая сущность, как советский народ, по которому бульдозером (а, на самом деле, танками) проехали реформами девяностых, а потом на том же месте построили фабрику по производству презервативов, чтоб окончательно добить и потенциальное потомство - эта сущность останется в культурологии разве что в виде абстракции. Слишком уникальное было явление, слишком недоступное ни разу не окунувшемуся в тему уму (отсюда полное непонимание советского иностранцами). И это соображение - самое страшное мое впечатление от фильма. Гениального фильма. Слишком умного, сложного и человечного для последующих поколений. И поэтому, боюсь, обреченного на забвение, как обречены на него и наших душ золотые россыпи.
Сообщение модератора
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за третье место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало апреля.
Кинопоиск
Вчера после просмотра этого фильма (причем так получилось, что раньше я его не видела, поэтому эксперимент вышел чистым, никакие призмы пронесенных через годы предубеждений мне при этом не мешали) я задалась простым вопросом: а что от него останется в сухом остатке лет этак еще через двадцать, когда очевидцы содома девяностых либо вымрут (если находились в те поры в сознательном возрасте), либо за давностию лет позабудут вкус эпохи?
Разумеется, останутся великолепная актерская игра советского разлива и прекрасная режиссура от народного фильмотворца. Но что будет внятно зрителю из этого безумно запутанного клубка социальных и исторических смыслов, подтекстов, намеков, аллюзий, символов и аллегорий, так восхищавших в свое время советского же разлива интеллигенцию и составляющих, по большому счету, основной интерес "Небес обетованных"?
Ведь что перед нами? - Старая, как мир (ну или, по крайней мере, как христианская религия), история о кучке людей, выброшенных на задворки жизни и обреченных на самое маргинальное существование, которое, впрочем, им тоже не гарантировано, поскольку сильные мира сего социально неблагонадежный элемент не жалуют и истребляют, как могут - если не сам элемент, то среду его обитания, что, по сути, сводится к тому же. Между тем именно эти люди, эти самые clochards célestes (нищие, коих есть царствие небесное) представлены как носители не только яркой человеческой индивидуальности, но и истинной гуманности и высших проявлений человеческого благородства. Надеяться им не на что, кроме как на помощь с небеси и на восстановление где-то там, не на этой Земле, не в этой жизни попранной справедливости. Нищие, паяцы, провидцы, святые. Пестрая смесь лоскутьев одежд и черт изможденных лиц. Тема общечеловеческая, не раз поднятая и разработанная в классике (Двор чудес у Гюго, Двор отбросов у Марка Твена, да что там - любой плутовской роман может похвастаться описанием какой-нибудь из разновидностей этого феномена, истоки которого находятся, вне сомнения в традиции коммун первых христиан)...
Так вот. Я очень боюсь, что по прошествии лет от фильма останется лишь этот поверхностный смысл. Поскольку такая сущность, как советский народ, по которому бульдозером (а, на самом деле, танками) проехали реформами девяностых, а потом на том же месте построили фабрику по производству презервативов, чтоб окончательно добить и потенциальное потомство - эта сущность останется в культурологии разве что в виде абстракции. Слишком уникальное было явление, слишком недоступное ни разу не окунувшемуся в тему уму (отсюда полное непонимание советского иностранцами). И это соображение - самое страшное мое впечатление от фильма. Гениального фильма. Слишком умного, сложного и человечного для последующих поколений. И поэтому, боюсь, обреченного на забвение, как обречены на него и наших душ золотые россыпи.
Сообщение модератора
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за третье место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало апреля.
... такая сущность, как советский народ, по которому бульдозером (а, на самом деле, танками) проехали реформами девяностых - эта сущность останется в культурологии разве что в виде абстракции.
ОтветитьУдалитьЧерез четыре года автор в рецензии на "Жестокий романс" оценила вклад самого Рязанова в этот процесс:
... к чему приведет потакание подобным соблазнам, зритель из 84 года не мог себе представить и в страшном сне.
"От Гитлера я Россию спал, от Ельцина не смог"
ОтветитьУдалитьмаршал Язов
в 14 признаках фашизма от Умберто Эко упомянут Культ Простого Человека.
ОтветитьУдалитьНе того который есть на самом деле, а идеального. Образа которому никто не соответствует. Фильм представлен в таком ключе
Еще в "Дневнике директора школы" я заметил, что герои непрерывно употребляют алкоголь и при этом рассуждают о каких-то проблемах. Герои этого фильма тоже не отказывают себе в этом удовольствии. Может, если бы они бросили пить и занялись делом, проблем в их жизни поубавилось.
Удалитья не знаю насколько мое видение фильмов соответствует их содержанию :) но левы блогеры кино как-то смотрят странно.
УдалитьВ "Небесах обетованных" например одна из двух главных героинь та самая советская подавалка-секретутка которую разные товарищи использовали и у нее от них незаконные дети. И этим сыновьям она не нужна почему и попадает на улицу где ее героиня Ахеджаковой привечает.
А предводитель бродяг в исполнении Гафта явно бывший политзаключенный. Он там поет Воркута-Ленинград.
Так что эти люди далеки от плакатного идеала. То что они добрые, это да.
то есть это продолжения поста и фильме Крамера с точки зрения теорий Кургияня. Правда Крамера знают все, а Кургиняня если убрать из телевизора, то прот него через месяц забудут
Удалитьу меня есть книга "Звезды немого кино". Советская 1968 года издания. Там группа авторов главный некто Арнольди.
ОтветитьУдалитьКнига состоит из вводной статьи и 10 статей по именам: Дуглас Фербенкс, Мэри Пикфорд, Лилиан Гиш, Конрад Фейт, Эмиль Яннингс, Рудольф Валентино, Мюзидора, Уильям Харт и еще датчанка и японец которых я не знаю и специально не стал запоминать.
Вот я эту книгу не читал всю, а читаю только про фильмы которые видел. Поглядел фильм - нашел.
Очень интересно что там в передовой стране советов писали о кинематографе отсталых буржуазных :) Хотя книга достаточно бесцензурная там Де Милль упоминается, хотя он один из главных борцов с коммунистами в Голливуде был. А еще Линн когда они аналогии немого и современного кино проводят. Хотя Линн уже в 1965-м снял запрещенного у нас Доктора Живаго
А у нас дома во времена моего детства тоже была эта книга. Помню фотографии с Валентино. Была еще книга о советском кино, из которой я узнал о фильме "Девять дней одного года". Вот так по книгам я в детстве знакомился с шедеврами кинематографии - "Солярис", "Сталкер", "8 1/2".
Удалить