среда, 10 апреля 2019 г.

"Небеса обетованные" (1991)

Оригинал взят у galina_guzhvina в С "Небес Обетованных" на Землю

Кинопоиск

Вчера после просмотра этого фильма (причем так получилось, что раньше я его не видела, поэтому эксперимент вышел чистым, никакие призмы пронесенных через годы предубеждений мне при этом не мешали) я задалась простым вопросом: а что от него останется в сухом остатке лет этак еще через двадцать, когда очевидцы содома девяностых либо вымрут (если находились в те поры в сознательном возрасте), либо за давностию лет позабудут вкус эпохи?

Разумеется, останутся великолепная актерская игра советского разлива и прекрасная режиссура от народного фильмотворца. Но что будет внятно зрителю из этого безумно запутанного клубка социальных и исторических смыслов, подтекстов, намеков, аллюзий, символов и аллегорий, так восхищавших в свое время советского же разлива интеллигенцию и составляющих, по большому счету, основной интерес "Небес обетованных"?

Ведь что перед нами? - Старая, как мир (ну или, по крайней мере, как христианская религия), история о кучке людей, выброшенных на задворки жизни и обреченных на самое маргинальное существование, которое, впрочем, им тоже не гарантировано, поскольку сильные мира сего социально неблагонадежный элемент не жалуют и истребляют, как могут - если не сам элемент, то среду его обитания, что, по сути, сводится к тому же. Между тем именно эти люди, эти самые clochards célestes (нищие, коих есть царствие небесное) представлены как носители не только яркой человеческой индивидуальности, но и истинной гуманности и высших проявлений человеческого благородства. Надеяться им не на что, кроме как на помощь с небеси и на восстановление где-то там, не на этой Земле, не в этой жизни попранной справедливости. Нищие, паяцы, провидцы, святые. Пестрая смесь лоскутьев одежд и черт изможденных лиц. Тема общечеловеческая, не раз поднятая и разработанная в классике (Двор чудес у Гюго, Двор отбросов у Марка Твена, да что там - любой плутовской роман может похвастаться описанием какой-нибудь из разновидностей этого феномена, истоки которого находятся, вне сомнения в традиции коммун первых христиан)...

Так вот. Я очень боюсь, что по прошествии лет от фильма останется лишь этот поверхностный смысл. Поскольку такая сущность, как советский народ, по которому бульдозером (а, на самом деле, танками) проехали реформами девяностых, а потом на том же месте построили фабрику по производству презервативов, чтоб окончательно добить и потенциальное потомство - эта сущность останется в культурологии разве что в виде абстракции. Слишком уникальное было явление, слишком недоступное ни разу не окунувшемуся в тему уму (отсюда полное непонимание советского иностранцами). И это соображение - самое страшное мое впечатление от фильма. Гениального фильма. Слишком умного, сложного и человечного для последующих поколений. И поэтому, боюсь, обреченного на забвение, как обречены на него и наших душ золотые россыпи.

Сообщение модератора
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за третье место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало апреля.

8 комментариев:

  1. ... такая сущность, как советский народ, по которому бульдозером (а, на самом деле, танками) проехали реформами девяностых - эта сущность останется в культурологии разве что в виде абстракции.

    Через четыре года автор в рецензии на "Жестокий романс" оценила вклад самого Рязанова в этот процесс:

    ... к чему приведет потакание подобным соблазнам, зритель из 84 года не мог себе представить и в страшном сне.

    ОтветитьУдалить
  2. "От Гитлера я Россию спал, от Ельцина не смог"
    маршал Язов

    ОтветитьУдалить
  3. в 14 признаках фашизма от Умберто Эко упомянут Культ Простого Человека.
    Не того который есть на самом деле, а идеального. Образа которому никто не соответствует. Фильм представлен в таком ключе

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Еще в "Дневнике директора школы" я заметил, что герои непрерывно употребляют алкоголь и при этом рассуждают о каких-то проблемах. Герои этого фильма тоже не отказывают себе в этом удовольствии. Может, если бы они бросили пить и занялись делом, проблем в их жизни поубавилось.

      Удалить
    2. я не знаю насколько мое видение фильмов соответствует их содержанию :) но левы блогеры кино как-то смотрят странно.
      В "Небесах обетованных" например одна из двух главных героинь та самая советская подавалка-секретутка которую разные товарищи использовали и у нее от них незаконные дети. И этим сыновьям она не нужна почему и попадает на улицу где ее героиня Ахеджаковой привечает.
      А предводитель бродяг в исполнении Гафта явно бывший политзаключенный. Он там поет Воркута-Ленинград.
      Так что эти люди далеки от плакатного идеала. То что они добрые, это да.

      Удалить
    3. то есть это продолжения поста и фильме Крамера с точки зрения теорий Кургияня. Правда Крамера знают все, а Кургиняня если убрать из телевизора, то прот него через месяц забудут

      Удалить
  4. у меня есть книга "Звезды немого кино". Советская 1968 года издания. Там группа авторов главный некто Арнольди.
    Книга состоит из вводной статьи и 10 статей по именам: Дуглас Фербенкс, Мэри Пикфорд, Лилиан Гиш, Конрад Фейт, Эмиль Яннингс, Рудольф Валентино, Мюзидора, Уильям Харт и еще датчанка и японец которых я не знаю и специально не стал запоминать.
    Вот я эту книгу не читал всю, а читаю только про фильмы которые видел. Поглядел фильм - нашел.
    Очень интересно что там в передовой стране советов писали о кинематографе отсталых буржуазных :) Хотя книга достаточно бесцензурная там Де Милль упоминается, хотя он один из главных борцов с коммунистами в Голливуде был. А еще Линн когда они аналогии немого и современного кино проводят. Хотя Линн уже в 1965-м снял запрещенного у нас Доктора Живаго

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А у нас дома во времена моего детства тоже была эта книга. Помню фотографии с Валентино. Была еще книга о советском кино, из которой я узнал о фильме "Девять дней одного года". Вот так по книгам я в детстве знакомился с шедеврами кинематографии - "Солярис", "Сталкер", "8 1/2".

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.