пятница, 26 апреля 2019 г.

"На Англию прощальный взгляд" (1987)

Оригинал взят у beauty_spirit в "На Англию прощальный взгляд" / "The Last of England" / 1988, реж. Дерек Джармен

Кинопоиск

Англия Дерека Джармена – мир расстрелянных образов и освежеванных чувств, задушившая в себе нежность и любовь, задохнувшаяся в дыму, боли и страданиях. Та, что выходила замуж в грязных доках и рвала на себе кружево платья на пристани. С этой Англией хочется распрощаться, но трудно простится. Название фильма позаимствовано у картины Мэдокса Брауна «The Last of England», на которой изображена супружеская пара, устремившаяся к Новому свету в смутной надежде на лучшую жизнь. Но Англия Дерека Джармена не оставляет ни шанса на бегство, ни надежды, ни места для свободы воли, направляя эту волю вонючими каналами по замкнутому кругу. Джармен – чужой в своей родной стране, стихийный анархист, гомосексуалист, последний из «проклятых поэтов», выступая, таким образом как травматик, умудрился сгустить символический смысл 80-х до бомбардирующих сознание образов.

Солдат трахающийся на «Юнион Джеке», пародия на королевскую свадьбу с убежавшей невестой. Руки, перебирающие пули, расстрелы, солдаты. Даешь залпом из всех орудий во имя национального превосходства! Вплетенные хроники послевоенного детства самого автора. Дегенераты и маргинальные художники, последние апологеты умирающей культуры, бродят по гниющему, вздутому чреву города. Голос за кадром читает нам стихи, прерываемые рекламой и новостями о войне за Фольклендские острова. Кровь, секс, насилие, политическое вранье по телевизору. Проще забыться и уйти в наркотическую нирвану. Преступления государства и преступления отдельных индивидов – все одно, из одного истока вытекает и в одно море впадет.

По большому счету это не кино - это полтора часа бессвязных образов, которые могли бы потрясти мир, если бы весь мир (не кучка преданных фанатов), интересовался Джарменом, а не чем-то еще. Так играя картинкой и звуком, режиссер визуализировал все мельчайшие, смутные движения души, собрав из них коллаж тэтчеровской Британии 80-х - десятилетия, в котором окончательно умер дух европейской культурной революций. Стол мая 68-го, вдохновлявший Европу и прилегающие оказался до конца доеден и наступили времена длинного термидора. И режиссеру явно не по душе это время диковатого капитализма и наступления бесчеловечности по всем фронтам, и его место в этом дивном новом мире будет где-то на задворках, в гетто для искусства порожденного шевелениями столь устаревшего человеческого духа, а следующие поколения лишатся и того. Но, откровенно говоря, оно-то понятно, что такое человекообразное кино непопулярно, ибо несмотрибельно оно по современным меркам. С другой стороны, если Джармен ради него себя не жалел, то почему мы должны?

1 комментарий:

  1. Начало фильма мне напомнило "Книги Просперо" Гринуэйя. Но оказалось, что он был снят только в 1991 году. То есть это Гринуэй использовал стиль Джармена в своем фильме.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.