суббота, 13 апреля 2019 г.

"Замок" (1994)

Оригинал взят у leva8821 в Замок

Кинопоиск

Есть такие писатели, которые главным врагом человечества объявляют самого человека. Специально или по убеждениям не суть важно. Судить творца нужно по творчеству. Фильм «Замок» режиссёра А. Балабанова снят по образцу такого творчества. Пусть и чуть изменённая экранизация романа Ф. Кафки.

На дворе XIX век. В деревню близ замка приезжает землемер, вызванный графом для земельных работ. Жители деревни приезжих не любят. Публика тёмная во всех отношениях (в частности в предпочтениях цветов одежды), много бухает, публично развратничает и стремится перещеголять друг друга в преклонении пред господами и чиновниками Замка. Местность походит на тундру, климат суровый. В кабаках играет всегда пара-тройка дебильных, только разрешённых Замком, мелодий и песенок. Вообще здесь как бы отдельный мир.

Художественно кино исполнено на блестящем уровне и актёры играют классно.

Землемер тут человек новый, рассчитывает потрудиться на благо Замка и получить всё по праву. Местные, напротив, трудиться не любят и уповают на плоды услужения господам из Замка. Тутошняя иерархия занятости населения словно списана с сегодняшнего дня: отцы трудоустраивают сыновей, сестра брата, т.п. Так всё закостенело, что землемер, способный продвигаться по жизни без блата, многих очень пугает и бесит. Впрочем, сообщать подробности земельных работ землемеру никто не спешит и неясно кому эти работы вообще здесь нужны.

Погода, повторюсь, суровая и, действительно, непонятно так ли нужен в этих сугробах землемер? Т.е. имеет место бюрократическая путаница, которая сама того не желая, вдохнула что-то живое (в лице землемера) в прогнивший мир мёртвых душ.

Образ Замка воплощает в картине некое абсолютное пугало, средоточие мерзких сил. Но не только Замка. Господа из Замка, конечно, старые злыдни-пердуны, упивающиеся властью, но и население деревни – те ещё фрукты. Сие отражается в снах землемера.

Ближе к концу многое проясняется. Приезд землемера оказывается частью дьявольски хитрой многоходовочки мастера Брунсвика, смысл которой я до конца так и не понял.

В фильме есть хороший юмор. Несколько сцен я неоднократно пересмотрел, такие они смешные (посещение старосты, например; или эпизод на крыльце гостиницы под конец – блеск!). Персонажи у актёров получились живые, запоминающиеся. Можно все работы выделить, в том числе и сильные работы малоизвестных актёров, а их тут хватает.

Музыкальное сопровождение тоже запоминается со знаком плюс.

Проблема лишь в том, что мне не нравится некоторая неопределённость в вопросе: зло и темень идут по вине верхов или от человека в принципе? Короче не видно альтернативы безнадёге, хоть режиссёр и даёт малую долю надежды на следующие поколения - мальчик Ханс всё же весьма светлый пока ещё.

Фильм необыкновенно талантливый, но мне не понравилось, что простой люд нарисован безнадёжно плохим и тёмным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.