Оригинал (отредактированный) взят у jacob_burns в Невеста была в чёрном (Новобрачная была в трауре) / La mariée était en noir (1968)
КинопоискФильм называют «хичкоковским детективом», но никакого саспенса нет и в помине. Все предрешено, и все всем известно, кроме разве что способов убийства – Жюли ни разу не повторяется, хотя и особых изысков в ее методах не наблюдается, кроме разве что убийства политика – там она действовала очень даже нетривиально.
Фишка фильма в другом: Трюффо показывает жажду мести как психическое заболевание. Нам не показано, что послужило толчком для Жюли после стольких лет. Но мы понимаем из отдельных намеков (и из слов самой Жюли), что утрата стала для нее навязчивой идеей. Все эи годы она каждый момент вспоминала тот трагический момент на крыльце храма. Сперва это довело ее до несостоявшегося самоубийства, а после до плана мести. В принципе вполне в духе новой волны сказать, что в тот момент, когда Жюли пыталась выброситься из окна, человек в ней умер, а родился демон, одержимый местью.
И тут надо подчеркнуть, что убийство на самом деле было нелепой случайностью. Они дурачились с винтовкой. Дельво в шутку прицелился в свадьбу, Моран испугался и попытался отнять оружие, которое и выстрелило. Остальные трое и вовсе оказались в неправильном месте в неправильное время. И это делает месть Жюли особенно бессмысленной. Она не способна вернуть этой женщине ни погибшего мужа, ни душевный покой. Но понимаем, что женщины там уже нет. Только демон.
Как и положено хорошему французскому кино, «Невеста» наполнена живыми интересными персонажами и яркими деталями.
Политик Моран – отец-чудовище. Жюли приходит к нему в дом и представляется учительницей его сына. Он никогда не бывал на школьных собраниях и не знает ее в лицо. Но сын много раз говорит ему, что это не его учительница. Но горе-папаша его не слушает.
Дельво – уголовник и вор. Он ничтоже сумняшеся обкрадывает своего же подручного, стоило тому на миг отвернуться. И он единственный, кому плевать на женские чары Жюли. Ему тупо не до того.
Художник волочится за каждой юбкой. Он как и Блисс помешан на сексе. У него пол в ванной выполнен в форме многочисленных сисек – подарок некоего американского продюсера (мне сразу Прокош из Годаровского «Презрения» - с него сталось бы. Фергюс не узнает Жюли, хотя она у него на всех картинах. И когда Жюли отказывает ему в сексе, он преисполняется к ней уважением и даже не пытается приставать. Вместо этого он рисует ее обнаженную на стене у кровати, чтобы спать с ней.
Игра Жанны Моро меня не слишком впечатлила. Она большую часть фильма ходит с одеревеневшим лицом и расслабляется только когда играет с сыном Морана. В принципе это вписывается в образ безумной женщины. Интересно другое – ей на момент съемок слегка за сорок и персонажу видимо столько же. Выглядит она как красивая сорокалетняя женщина. Но четверо из пяти легко влюбляются в нее, предпочитая куче молоденьких нимф, которые вьются (по крайней мере вокруг Блисса и Фергюса). Это показывает отношение режиссеров новой волны к женщинам бальзаковского возраста – уважали они их.
Кстати, одета Жюли была исключительно в черное или белое. Ближе к финалу в костюм. в котором черное волнами наплывает на белое. Это тоже работает на идею ее безумия и демонической одержимости. Ну или просто визуальна фишка.
Что меня довольно сильно доставало – это почти постоянный аккомпанемент оркестра. Хотя хватило бы Мендельсона в критические моменты.
Резюмирую. Фильм достаточно интересный, явно проложивший дорогу многим шедеврам кинематографа. В чем-то устаревший, но любовь к деталям делает Трюффо честь. Не сказал бы, что «Невеста в черном» - лучший фильм Новой волны. То же «Презрение» на порядок глубже.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.