суббота, 3 июля 2021 г.

"Железная пята олигархии" (1997)



Потрясающий Александр Баширов создал весьма необычную стилизацию под "революционное кино" начала века, использовав приёмы выдающихся режиссёров того времени, которым выразил благодарность в титрах фильма. "ЖПО" - артхаус, и это тот артхаус, который мне нравится. Однако больше всего меня веселит, когда этот выдающийся стёб принимают за чистую монету. 

Главный герой сего феерического действа - Николай Петрович (Александр Баширов). Бывший учитель русского и литературы, а ныне люмпен, судя по всему, недавно вышедший из дурдома. У него идея-фикс - пролетарская революция. Николай Петрович (НП) - выдающийся оратор, он приехал в Петербург для выступлений перед рабочими. 

По сути герой представляет собой новое воплощение Эрнеста Эвергарда - персонажа романа Джека Лондона "Железная пята", а подруга НП Ассоль (Рита Марго) - жену Эвергарда Элис.  


Действие в фильме перемежается чтением фрагментов романа Джека Лондона, которые читает НП и которые также звучат в исполнении Ассоль. Новый революционер митингует, вербует сторонников (преимущественно женщин, с которыми, впрочем, занимается не чем-то этаким, а литературными чтениями). Женские образы шедевральны, в ролях - группа "Колибри". Наталья Пивоварова играет девицу лёгенького поведения, Елена Юданова - журналистку (которая произносит едва ли не самую центральную фразу фильма "Давно из сумасшедшего дома?"), Ирина Шароватова - спецагент, а Инна Волкова - певичку, в прошлом - ученицу Николая Петровича, влюбленную в него с детства. Певичка тоже не в себе и, узрев объект школьной любви, вцепляется в него мертвой хваткой. Инна, кстати, жена Александра Баширова. 

Рассказывать о фильме "Железная Пята Олигархии" очень сложно, потому что это надо видеть. Баширов неподражаем и уникален, а его творение вызывает одновременно оторопь, удивление, изумление, хихиканье, восхищение, смех, восторг и так далее.  


Отдельно обращаю внимание на операторскую работу и выстраивание мизансцен - это волшебно. Прежде всего, как я уже писал выше, Баширов активно использовал построение кадра и принципы монтажа великих режиссёров прошлого, что получилось у него отменно: многие кадры как будто вырезаны из лент Эйзенштейна или Пудовкина - настолько точно ребятам удалось стилизовать визуальный ряд. 

Саунд также заслуживает особого упоминания. Во-первых, это Евгений Фёдоров и Tequilajazzz. Во-вторых, Инна Волкова с песней "Ты не герой". А еще там есть хитровымудренная музыка по мотивам композиции "Время, вперед!" и анриал на музыкальную тему псов-рыцарей Прокофьева из "Александра Невского", под который Николай Петрович отрывается в танце. И так это офигенно, что у наблюдателя глаза лезут из орбит (убей меня через коромысло, если этот взгляд не был навеян кадром из фильма "Наполеон-Газ").

Сообщение модератора 
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за первое место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало июля.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.