понедельник, 26 июля 2021 г.

"Белорусский вокзал" (1971)

Оригинал (отредактированный) взят у dryashin в об угрозе одной пошлости



Лента Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» остаётся лучшим игровым фильмом о Войне. И вряд ли кто-нибудь сможет свергнуть её с пьедестала. Судя по кинотворчеству последних десятилетий – и подавно. Почему лучшим? По принципу барашка и ящика. Помните у Экзюпери? Принц попросил лётчика нарисовать барашка. Барашек всё время получался не такой: то слишком большой, то, напротив, слабенький, то старый… Тогда начинающий уже заводиться лётчик изобразил ящик и сказал малышу: "Вот тебе ящик. А в нём сидит твой барашек." Принц просиял. И это то главное, что делает картину абсолютно правдоподобной, реалистичной и даже натуралистичной в показе Войны. 

Второй источник силы – когорта абсолютных героев. В быту неприметных, даже невзрачных, скрывающихся до поры под личинами – кто директора завода, кто журналиста, кто слесаря, кто бухгалтера. Они внедрены в чуждую им современность и в ожидании часа икс искусно таятся, заигрываются даже, забывая об истинной своей сущности. Но в особые дни или в лунные ночи наносное слетает с оборотней, как шелуха, и перед нами вновь румяные рядовые, сержанты, медсёстры… Их начинка – Война, она – их внутреннее содержание. Они навсегда там, на ней. И совершенно не важен социальный статус, происхождение или уровень интеллектуального развития укушенных Войною. Она их перековала и сплавила в единое целое. В каком-то смысле они и не люди вовсе. 

В реальности же всё было далеко не так. Как писал Ремарк, тоже, кстати, из укушенных: жизнь состоит из одноактных пьес, герои которых не переходят из одной в другую. Они не выкованы из кремня и стали. Они разные. Пьеса-то кончилась. Вспоминается поэт-фронтовик Межиров, хороший, кстати, поэт, сбежавший с места происшествия после того, как в самом конце восьмидесятых насмерть сбил одного талантливого актёра. То не Синявинские болота, о которых слагал стихи, то совсем другая пьеса с другими действующими лицами и совершенно другим уже Межировым. 

Но реальность нас не заботит. Фильм Смирнова, прежде всего, символичен, а уж потом правдив. Правда вообще не задача искусства. В фильме же все под знаком Великой Беды и Великой Победы. И юное поколение тоже. Девочка просыпается в ночи от того, что поезд приходит на Белорусский вокзал. Тот самый поезд. Один на всех. И на нас с вами тоже. А мы все там, на том перроне. И всегда там будем. Во всяком случае, должны.

2 комментария:

  1. По поводу цитаты Ремарка. Я 8 лет назад тоже высказался на эту тему:
    "Выбор жанра, в котором создается произведение, влечет за собой использование соответствующих жанру средств. Меняется перспектива. Поступки оцениваются в контексте всего произведения с учетом того, что развязка предполагается как минимум через двести страниц. Главной проблемой в этом случае является поведение остальных персонажей, которые часто оказываются героями идущих параллельно водевилей. В результате ты сам оказываешься персонажем чьей-то комедии ("Дон Кихот"). Но, с другой стороны, водевили рано или поздно превращаются в драму, если не античную трагедию (Мопассан, Гоголь, Чехов)."

    ОтветитьУдалить
  2. У Ставинского в "В погоне за Адамом" а же мысль, что у Ремарка: люди умирают в том времени, в котором мы их помним. Встреченный через 20 лет после расставания - совсем другой человек. Просто, внешне похож на того, не более.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.