понедельник, 5 июля 2021 г.

"Метель душ" (2019)



"Ношалт"? Он сказал "ношалт"?! "Ношалт"?!. Что такое "ношалт"?!... 

Кино, с первым минут заставившее пожалеть, что не смотришь его в кинотеатре. И дело не в масштабности и спеэффектах, а именно особой душевности и атмосферности, даже уюта, характерного для кинематографа прибалтийских стран. При том, что сложность стояла неимоверная - снять с очень ограниченным, да еще и поступающим небольшими грантами бюджете батальное историческое кино по национальной многостраничной эпопее (увы так и не переведенной на русский).

История латышских стрелков через судьбу простого крестьянского паренька Артураса, за четыре года изрядно хлебнувшего окопной грязи Первой Мировой и мерзостей Гражданской войн. В 1915 году на прифронтовой хутор в отсутствии хозяина и старшего сына, отравленного в школу прапорщиков, набегает немецкий пикет, с целью разведки и захвата языка. Спрятанный матерью шестнадцатилетний паренек становится свидетелем ее случайной гибели от запаниковавших солдат. Выбора не остается - Артурас вместе с отцом (брутальный и харизматичный Мартиньш Вилсонс выглядит лет на 20 моложе своего возраста) уходят в Ригу и вступают в полк латышских стрелков, к которым вскоре присоединяется и старший брат, свежеиспеченный прапорщик. Отныне впереди бои в леса и болотах, снегах и туманах с заклятыми врагами - немцами. Не важно, бить его под имперским, красным или красно-белым знаменем, но бить всегда. 

Радует, что имея нищенский, буквально бутербродно-кофейный бюджет, фильм делали люди с любовью к своему делу. Поэтому, если нельзя делать с размахом, тогда сделаем с любовью к деталям, точно и выверено. Давно не видел реально показанных траншей того времени - реально тесных как щели, где и одному человеку не развернуться. Первый артобстрел - лопнувшие барабанные перепонки, первый бой с переходом в штыковую в немецких окопах, где перепуганные новобранцы никак не может заставить себя бить штыком и прикладом - ночью в блиндаже выжившие стрелки стонут во сне от кошмаров. Реалистично показано ранение героя сзади в плечо, не просто сквозное, а конкретно плохой случай - пуля помимо плеча прошивает горло и щеку, проходя в сантиметре от артерии. Перевязка со специальным железным каркасом фиксирующая шею и челюсть - пять балов, как впрочем и грим ранений и эпизоды в госпитале. Всего пара минут показанной газовой атаки, а подмечаешь правдоодобность моделей первых противогазов того времени, брезентовых с тесемками. Надо сделать эмоциональные сцены, например, с идиллией предвоенной жизни с матерью, или силу отцовской любви и смятения выражающейся в переноске истекающего кровью младшего сына и тщетной попыткой напоить того молоком вытекающим из простреленного горла, или недолгой пасторали Артураса с любимой девушкой - потрясающая музыка и операторская работа со светом и цветом создает все нужные оттенки и различия. И понимаешь, что фильм делали не для заклепочников, а именно для широкой публики без упора на примитивные штампы.

1 комментарий:

  1. Я сократил рецензию на одно предложение о русофобах. 14 июня три балтийские республики отмечали 80-летие депортаций 1941 года. Из Латвии тогда было депортировано 15 тысяч человек. Депортация, конечно, звучит не так страшно, как газовые камеры, но людей в товарных вагонах почти без еды завезли куда-то в заполярье и выбросили посреди тундры умирать. Газовые камеры в сравнении с такой депортацией кажутся более гуманным способом убийства.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.