Оригинал взят у Iriney Usenko в ПРИКОСНОВЕНИЕ РУКИ (1992) Dotkniecie reki
Казалось бы, совсем незатейливое, можно даже сказать заезженное начало. Есть мастер, композитор Кешди, уже 40 лет не пишущий музыку. Самолюбивый, гневливый и ворчливый, невыносимый старик, живущий отшельником. Есть молодой музыковед Стефан, живущий в Польше, которого во сне преследуют аккорды некоей ненаписанной музыки. И есть полубезумная мысль, что эту музыку может написать только Кешди, тот самый, который начинает бросать чем попало во всех, кто рискнёт переступить порог его дома. С этой навязчивой идеей, и отправляется юный герой к унылому гению. Будут конечно же безуспешные попытки контакта со стариком, закончившиеся травмой, будет смиренное ожидание, и неожиданное сближение… Ну, так это всё сотню раз было. Однако не спешите делать выводы. Не так прост Кшиштоф Занусси. В "Прикосновении руки" режиссер поставил глобальную цель: понять истоки творчества и определить цену, которую следует за него платить.
В свою палитру Занусси добавляет мистические оттенки. Его Стефан — своего рода посланник, вестник, прибывший с миссией напомнить композитору о долге перед людьми, о непрерывной борьбе добра и зла, о нравственной ответственности за полученный и зарытый в землю талант (Мф.25.14-30;). Пробудить его от греховного сна уныния, в конце концов. С большим трудом, благодаря внезапному дару целительства, ему это удаётся. Но совладать с гением не так просто, ещё недавно тихая, серая и мрачная атмосфера дома становится бурной, и главное непредсказуемой, а атмосфера самого фильма увлекательной, благодаря блестящей игре актёров, захватывающей с первых минут и не отпускающей до самого конца.
Макс фон Сюдов-легенда европейского кино, привнёс что-то бергмановское в этот фильм. Созданный им образ, великого Кешди великолепен. Веришь каждому слову и каждому жесту, раздражительности, брызгающей слюной и извергающей проклятия, и веришь его преображению, творческой ненасытности и даже сексуальному пробуждению. В Лотере Блюто есть действительно что-то неотмирное. Не даром Агнешка Холланд взяла его на роль лекаря.
Сара Майлз сыграла не музу, а настоящего ангела-хранителя, не просто женщину с безграничным терпением, но жену, положившую свою личную жизнь на алтарь гениальности мужа, любящую его, ну совершенно невыносимого, бесконечно прощающую и заботливую.
Роль внезапной юной музы досталась Софи Гробёль, с которой она прекрасно справилась.
А что же музыка, написанная для фильма Войцехом Киляром? Её я описать не смогу, но советую услышать, как и посмотреть сам фильм.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.