Оригинал взят у kino_sssr в Долгая дорога к себе (1983)
Шурик (Николай Караченцов) и Аня (Евгения Симонова) - молодожены. Шурик - обычный парень. С точки зрения людей творческих, людей, так сказать, искусства. Но так-то он тоже творческий, только по технической части - успешный изобретатель, задумывается о диссертации.
А вот его жена Аня - человек необычный, человек искусства. Аня закончила ленинградскую Академию художеств, факультет Прикладного искусства. Девушка всегда мечтала заниматься мозаичными панно - ими она и занимается, но не как творец, а как ремесленник - подбирает "стекляшки" к чужим проектам.
Но, конечно, ей хочется реального творчества - и по счастливой случайности шанс она получает: встретив бывшего сокурсника на пляже, Аня узнает, что объявлен конкурс на большое мозаичное панно для строящейся гостиницы.
Художница сомневается в себе, однако муж поддерживает. Действительно, почему бы не попробовать?
Вроде бы, идиллия... Но Анна становится буквально одержимой этим проектом - она ищет идею, без устали дорабатывает её, полностью погружается в творчество.
Понятно, что любящий муж должен бы быть опорой, верить в любимую, помогать её становлению, но... как можно верить в человека, который не верит сам себе?
Предательство Шурика, которое вот-вот случится, обусловлено не тем, что жена совсем забыла о нем, ничего не делает дома, допоздна высиживает в мастерской или вовсе пропадает со связи.
Нет. Это он бы вытерпел. А вот стоны о том, что она не справится, что она бездарна, что у нее ничего не получится - он не выдержал.
Да, он не считал Аню безумно талантливым художником, но разве это его вина? Можно делать вид, что веришь в талант, но невозможно это делать, если условный талант постоянно выносит мозг и страдает, что не получится.
Однажды в их дом приходит искусствовед Костромина (Лариса Малеванная), посланная профессором (бывшим преподавателем Ани), - посмотреть на проект художницы. Шурик взвинчен, так как время позднее, а жена болтается неизвестно где - на работе её нет, о том, что куда-то пойдет, не предупреждала. Искусствоведша же - дама высокомерная, презирающая всех, кто не связан с творческой деятельностью. Слово за слово - "физик" и "лиричка" ссорятся, она в бешенстве уходит, а Шурик вернувшейся позже жене заявляет, что приходила Костромина, смотрела работы, ей это всё не понравилось.
Аня шокирована и опустошена. Руки у нее опускаются, она больше не желает заниматься творчеством, съедающим всю её энергию, а приносит лишь разочарование.
В семье снова мир и покой. Казалось бы. Тем не менее, напряжение копится и зрителю понятно, что тайное всенепременно станет явным, а затем произойдет взрыв.
Сценарий написал Евгений Габрилович. Персонаж Ларисы Малеванной (искусствовед Костромина) мне напомнил другую её роль - тоже в фильме по сценарию Габриловича: "Поздние свидания" (1980). Обе картины связаны тематикой феминизма и "связкой" физики-лирики в отдельно взятой семье.
Когда творческая личность - муж, то, как правило, это не вызывает особых пертурбаций в семье (если он зарабатывает, конечно, а не является "свободным художником" по распитию спиртных напитков с другими "творческими" недооцененными личностями).
Габрилович же рассмотрел вариант наоборот. Аня из "Долгой дороги к себе" мне видится предтечей Веры из "Поздних свиданий" (персонаж Ларисы Малеванной) - Аня еще ни в чем не определилась, а Вера уже точно знает, что ей надо и чего не надо. Да, конечно, весьма удобно творческой даме, когда муж выполняет роль домашней хозяйки, но фокус в том, что свободная сильная женщина не в состоянии уважать такого мужчину. Ну а среднестатистический муж не в состоянии терпеть жену, которой интересна только она сама и её проекты.
Коса на камень, как говорится.
В "Долгой дороге к себе" Габрилович показал также бывшего Анны - тоже одержимого художника. Конечно, вместе им интересно, но они оба эгоцентристы - потому и разбежались: эгоцентрист никого не греет, однако хочет, чтобы его кто-то согревал.
А так не бывает. В смысле - долго это не может продолжаться, источнику тепла надоедает быть постоянным донором и ничего не получать взамен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.