суббота, 20 февраля 2021 г.

"Васса" (1983)

Когда советский режиссер в начале 80-х берется экранизировать классическое произведение «певца революции» Максима Горького, результат казалось бы предсказуем – кино, на которое в обязательном порядке будут водить школьников в воспитательных целях. Однако, когда смотришь «Вассу», понимаешь, что о «вырождающемся классе» это кино в той же степени, что и «Гибель богов» Висконти – об истоках фашизма. То есть «об этом тоже», но сквозь призму личных драм персонажей, на долю которых выпало жить в определенную эпоху. В случае с «Вассой» сработал тот же принцип, что и с «Матерью», которую Панфилов экранизировал в начале 90-х –произведение из школьной программы обретает не столько новое прочтение, сколько новую жизнь. Однако если «Мать» - просто плохо написанный роман, политически ангажированный к тому же, то «Васса Железнова» относится к числу талантливейших пьес, практически «Леди Макбет», только в реалиях дореволюционной России. 

Панфилов ломает традицию, согласно которой героиню пьесы принято было изображать немолодой купчихой, погрязшей в заботах о наживе, в то время как муж ее предается пьянству и разврату с несовершеннолетними ровно до тех пор пока очередной скандал замять не удается и он вынужден принять яду, чтобы избежать суда и огласки. Причем сам-то он согласен и на суд и на огласку, но под давлением Вассы никто не устоит… В фильме Панфилова героине, которую гениально сыграла Инна Чурикова, лет столько же, сколько и в самой пьесе, т.е. чуть за 40 и она отнюдь не монстр, а живой человек и более того – Женщина. Васса в версии Панфилова отнюдь не страждущая наживы сука, готовая шагать по трупам, а измученная хозяйка большого дома, которая из горького опыта вынесла, что полагаться можно только на себя, а доверять другим допустимо только в самом крайнем случае, что и неудивительно – окружают ее сплошь корыстные негодяи да приживалы. И вот именно здесь главное различие, наверное, между пьесой и фильмом: если у Горького речь в первую очередь идет о классе как таковом, на примере отдельной семьи, то у Панфилова именно о людях. Вынеся за скобки «мотивы вырождения класса в целом», он сосредотачивается на психологических нюансах отношений героев самой истории, трансформирующейся из горьковской практически в бергмановскую. 

Итак, Васса (И.Чурикова) - сильная женщина, взявшая в руки бразды правления большим домом и семейным бизнесом только потому, что у мужа нет никакого желания на это. Сам муж (В.Медведев), вальяжный самец, предпочитающий общество не жены, а друзей-картежников и продажных девок, а чаще – нимфеток. Брат-нахлебник (Н.Скоробогатов), вечно пьяный гуляка, устраивающий непотребства в доме пока хозяйка отсутствует по делам. Дочери – Наталья (О.Машная), циничная акселератка с порочными наклонностями, примерная ученица собственного дяди и Людмила (Я.Поплавская), слегка блаженная девочка, одна только и способная любить свою мать. А еще совершенно «бергмановская» служанка Лиза (Т.Кравченко) в крахмальном передничке – под белоснежным фартучком у нее «пока незаметный» живот от брата хозяйки. 

И наконец – Анна (В.Теличкина), личный секретарь и первая помощница Вассы, смиренный взгляд и тихий голосок с патокой, виртуозная шпионка, записывающая разговоры домочадцев в маленькую кожаную книжечку, чтобы потом торопливо зачитать по первому требованию. Впрочем, за фасадом бесцветной моли бьется женское естество, скрываемое, но не подавляемое – в промежутках между подсчетами дебета и кредита, выполнением особых поручений и наушничеством, Анна умудряется предаваться плотским утехам с хамоватым шофером своей хозяйки. Сама же Васса в отличии от прислуги и помощницы абсолютно обездолена как женщина. Интересен в этом контексте мотив некого вуайеризма, свойственного «железной леди»: на чисто сюжетном уровне героиня Инны Чуриковой подсматривает то за мужем, то за Анной исключительно для того, что бы знать чем они занимаются, однако визуальный ряд таков, что возникают совершенно иные ассоциации – аккуратная дырочка в стене за картиной позволяет заглянуть в комнату другого человека именно в тот момент, когда тот занят довольно интимными делами: если в первый раз мы видим мощную спину и ягодицы мужа Вассы, по которым стекает вода – он моется у себя в спальне, то во второй – как Анна вожделенно щупает мускулы на руке самодовольного красавца-шофера. И конечно Васса подсматривает «по делу», но лицо ее при этом таково, что понимаешь – в иных ситуациях ей остается быть только наблюдателем. 

Однако, налет перверсивности персонажей (вуайеризм, педофилия явная (муж Вассы и совращенные им девочки, одной из которых всего 11 лет) и скрытая (странные отношения дяди с племянницей), легкое садо-мазо - а отношения Анны с шофером идеально вписываются в эту схему ибо согласно известной аксиомы нет лучшего хозяина, чем бывший раб и наоборот) преподнесен тонко и полунамеками, не стоит забывать, что снимался фильм почти 30 лет назад и повторять подвиги Висконти образца «Гибели богов» Панфилов не мог. Тем не менее и полунамеки читаются очень четко и, думается мне, чиновники от кино не такие дураки были что бы не заметить, но поскольку тут «классика, Максим Горький и вырождение класса» - решили сквозь пальцы, видимо… 

В «Вассе» есть то главное, без чего не мыслю кино – абсолютное вживание в роль актерами, естественность в каждом вздохе и жесте, внимание к деталям и штрихам, которых так много, что обнаруживаешь их постепенно. И, конечно, Панфилов режиссер «актерский» - там где не хватает профессионализма, он максимально обыгрывает природную органику исполнителя (Ольга Машная и Яна Поплавская – яркий пример), что же до маститых актрис уровня Чуриковой и Теличкиной (а о том что она Актриса и именно с большой буквы узнал именно благодаря Панфилову), то здесь он просто дает им шанс предстать во всем великолепии. 

Чурикова…о ней нельзя не сказать, потому что в первую очередь это все же ее фильм, она его прима. Удивительно как тонко ей удалось сыграть столь неоднозначную героиню, которая одновременно вызывает и ужас и сострадание. Она принуждает мужа покончить с собой, выдает полиции сноху-революционерку Рашель (еще одна потрясающая женская роль в этом фильме, сыгранная Валентиной Якуниной, актрисой, которая так мало снималась в кино), организует подкуп судей и прочих «нужных людей», но при этом каждый ее поступок если не оправдан морально, то имеет четкую логику и первопричину и в первую очередь это забота о своих детях и чести семьи, хотя главного-то она и не видит – семьи давно нет, как и чести. Один из наиболее показательных моментов, в которых Чурикова совершает в кадре ужасные вещи, но при этом вызывает сострадание – эпизод, когда она сначала уговаривает, а затем практически принуждает мужа принять яд и этот сильный мужчина подчиняется ей, а потом она заходит в комнату, когда он собирается помыться и надеть мундир, оба понимают что именно произойдет потом и это своего рода прощание, вот только он озлоблен и раздражен, а она искренне опечалена и в ее голосе проскальзывают нотки жены, провожающей любимого мужа в дальнее путешествие («тебе ничего не нужно больше?» - окинув взглядом комнату, где «все что нужно» уже есть) и напоследок крестит его дрожащей рукой. 

Эпизод смерти самой Вассы производит не менее сильное впечатление и в полной мере раскрывает как суть характера героини, так и актерский гений Чуриковой: после нескончаемо длинного дня, полного потрясений и дел, Вассе становится плохо и неожиданно она видит покойного мужа, наблюдающего за ней едва ли не с ироничной улыбкой из угла комнаты. В полной тишине она открывает окно и пытается прийти в себя, вздохнув свежего воздуха – не кричит и не зовет на помощь увидев почившего супруга, а просто молча борется с охватившей ее паникой (и это действительно по-настоящему пугающий в своей гнетущей атмосфере эпизод). Бросив осторожный взгляд в сторону, где был призрак и не обнаружив его, она все так же молча садится за стол и рефлекторно начинает перебирать какие-то документы, но тут на ее голову опускаются ладони супруга и он нежно начинает гладить ее по волосам и первоначальный ужас в глазах Вассы постепенно сменяется выражением приятия происходящего как некого логического завершения всего, слезами безграничной усталости, облегчения и благодарности за ласку, которую ей так давно никто не дарил. 

В финале, совершив подлог документов и подделав завещание, Анна занимает место в кабинете Вассы, переняв ее манеру смотреть из под очков и говорить тихим властным голосом – бледная тень заняла место своего хозяина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.