четверг, 4 февраля 2021 г.

"Текст" (2019)



Вот живёт на свете простой, хороший, добрый человек. Любит маму, свою девушку, прилежно учится и мечтает о счастливом будущем. А потом вдруг – бац! – и его мир, со всеми мечтами и надеждами, рушится. Просто так, на ровном месте. Не так посмотрел, не то сказал, и не тому. И всё – жизнь летит под откос, а хороший человек – в тюрьму на семь лет. Ну, разве это справедливо?! Конечно, нет! 

И эта несправедливость, требующая отмщения и возмездия, клокочет в груди у Ильи, когда он идёт разыскивать Петю. Он хочет увидеть раскаяние в глазах того… ну, хоть капельку. Илья считает, что Петя все эти семь лет жил отнятой у него жизнью, питался его энергией, его страданиями. И хочет, чтобы Петя это признал. Может, даже попросил прощения. Или предложил загладить ущерб. Да хоть что-то, чтобы унять эту раздирающую сердце адскую боль. Боль от выброшенных на помойку семи лучших лет жизни. От того, что мама умерла из-за него, до срока износив своё измученное страданиями сердце. От того, что он не нужен девушке, за которую тогда вступился и из-за которой весь это сыр-бор и разгорелся. 

Поруганная справедливость разрушает представление человека о самом себе. А потерять собственную идентичность порой страшнее смерти. И стремление восстановить справедливость, вернуть себе свою жизнь наполняет Илью Горюнова ненавистью и яростью. К тому, кто украл у него его жизнь – простую, нормальную, человеческую. 

Собирался ли Илья убивать Хазина? В книге очевидно, что да. Он и нож прихватил из дома, которым и зарезал Петю. В фильме же смерть Хазина выглядит случайностью, а главной потребностью Ильи тут было услышать из уст Хазина хоть что-то похожее на раскаяние. В книге же он идёт мстить, будучи очень сильно пьяным, а после того, как Хазин пытается «пришить» ему очередную наркостатью, выбора у Ильи вообще уже не остаётся. Инстинкт самосохранения вступает в игру. 

В жизни, я думаю, есть место обоим вариантам. Вариант «посмотреть суке в глаза и потребовать раскаяния» оставляет больше шансов для последующей жизни. И он для тех, кого вся эта ситуация не сломала пока ещё. А Илью сломала. На мой взгляд, последней каплей тут стала смерть матери. За свою порушенную судьбу он ответственность ещё как-то мог взять, а за смерть мамы – уже оказался перебор. И вся эта слепая, бьющая через край ярость досталась Пете. Который, конечно же, уже и не помнил Илью. 

Ненависть – это сложное ценностное чувство. Смысл ненависти, и порождаемой ею мести, состоит в том, чтобы восстановить свою идентичность, разрушенную поступками других в отношении нас. Илья не может просто вернуться из тюрьмы и налаживать свою жизнь, пока по земле ходит Петя Хазин. «Кто же я тогда, если со мной можно вот так?!» Там, в подворотне у ночного клуба, Илья хотел показать Хазину, что с ним нельзя было вот так — ни за что посадить на семь, сука, лет. Нельзя вот так взять и сломать человеку жизнь! Отнять семь лучших молодых лет, девушку, которой он теперь не нужен. И будущее, которое для человека с судимостью за наркотики не обещает быть лучезарным. 

И это желание Ильи вернуть себе себя, свою подлинную идентичность, мне очень понятно. У меня оно тоже возникает каждый раз, когда кто-то попирает справедливость и делает мне то, чего я, по моим представлениям о себе, не заслуживаю. Но дальше встаёт вопрос – что делать с этим своим желанием восстановить справедливость? Что делать с жаждой мести, которая калёным железом выжигает душу? Можно убить гада, как в книге. Или попытаться расставить точки над «и» и всё равно убить, хоть и непреднамеренно, как в фильме. Можно простить, и Илья бы, как мне кажется, так и сделал, если бы Хазин раскаялся. Помните этот его рвущий душу на куски крик: «Посмотри на меня! Поговори со мной!!»? Но прощение без покаяния сделавшего мне гадость невозможно. А Петя и не думал каяться. 

Илья выбрал месть. Собственно, как выбрал?.. Не оставил ему Петя Хазин иного выбора после того, как отказался раскаяться и даже не вспомнил беднягу. Только вот месть Ильи Пете не сделала ничью жизнь лучше. Да, формально справедливость была восстановлена, а Илья отомщён. Только какой кому от этого прок?.. 


Для меня, знаете, что оказалось самым удивительным в «Тексте»? Что мразь Петя Хазин вызвал у меня не только негативные чувства. Когда телефон Петра, доставшийся Илье, начал приоткрывать тому жизнь убитого, выяснилось, что и последняя сволочь тоже вполне себе человек. Который любит, мечтает, страдает. И, на мой взгляд, героев в «Тексте» два. Это и Илья, и Пётр (его замечательно сыграл Иван Янковский, продолжатель актёрской династии). И изучать перипетии их отношений чрезвычайно интересно. Ведь антагонист героя – это его, героя, тёмная сторона. Которая манит Илью, как бы он ни старался делать вид, что это не так. Ненависть – это оборотная сторона любви. И в «Тексте» очень хорошо показано как Илья, ненавидя Петю, хочет жить его жизнью. Любить его девушку. Иметь его деньги и власть. И на какое-то время ему даже это удаётся. И как заканчивается история, питаемая ненавистью, тоже показано очень точно и чувственно. Плохо заканчивается. 

Есть в фильме один момент, который меня цапанул просто до слёз, до истерики. Илья пришёл в турагентство, чтобы купить билет за границу, а сотрудница его невинно так спрашивает по скрипту, пытаясь выяснить предпочтения клиента: «А вы в Египте были (или не в Египте, может в Турции или в Доминикане, не помню точно) были?» На что Илья отвечает ей: «Да я нигде, в общем, не был!» 27-летний парень из ближнего Подмосковья, не урод и не дурак… и не был даже в Турции. Петров так играет эту фразу, что просто сердце на части рвётся, серьёзно. Не пропустите этот момент!

1 комментарий:

  1. Я фильм не смотрел, но в рецензии заметил два очень вредных вывода, которые можно из него сделать. Первый - сиди смирно и не высовывайся, если не хочешь, чтобы какой-нибудь Петя Хазин сломал тебе жизнь. Второй сделала автор рецензии - "выяснилось, что и последняя сволочь тоже вполне себе человек". Я в таких случаях всегда рекомендую послушать лекцию Ольги Александровны Седаковой "Дружба со злом". Или привожу слова Славоя Жижека о том, что Сталин и Гитлер - это то, что они сделали, а не какие-то скрытые от нас сложные личности.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.