пятница, 19 февраля 2021 г.

"Рождение нации" (1915)

Оригинал взят у Vanajana Ji в Great Race Tetralogy
Картина с которой во многом начинается грандиозная штатовская киноиндустрия. В ней содержится консервативный американский подход к расовым вопросам. Негры должны жить под присмотром белых, так для них самих лучше. Иначе наступит Black Power и тогда кранты. 

Эталонные художественные образы. Герой гражданской войны Бенджамин Кемерон по прозвищу Маленький Полковник который никогда не пожмет руку черному губернатору. Сам губернатор Силас Линч, воспитанный на Севере человек смешанного происхождения. Политик, внезапно получивший власть и ею опьяненный. Настоящий варварский вождь, мечтающий объявить себя королем и женится на патрицианке, дабы весь истеблишмент прошлого присягнул ему на верность. Идеальная американская леди Элси Стоунман, совсем не Скарлетт, скорее Мелани. В этой роли мы видим главную ученицу Гриффита и наверное первую суперзвезду американского кино Лилиан Гиш. 

И конечно будет победа. Бывшие северяне и бывшие южане, бывшие аболиционисты и бывшие рабовладельцы - все объединятся, чтобы спасти настоящую белую Америку. И конечно будет любовь. Настоящая, единственная и вечная любовь диксилендской принцессы и белого рыцаря. 

Картина снята по популярной книге того времени, но вложено в нее и что-то личное. Отец режиссера тоже был полковником южной армии. Гриффит, вероятно, самый важный американский режиссер в истории кинематографа. Этот человек придумал киномонтаж как вид искусства. Он первый стал собирать сцены из кадров снятых в разных ракурсов и с разной степенью близости к объектам. Первый, кто стал показывать параллельно события происходящие в разных местах. 

"Рождение Нации" есть пример того, что я называю фильмами романтического периода в кинематографе. Диксиленд здесь не такой как его видят черные, и не такой, как его видят белые, он такой, каким его видели героические белые. Людей героических всегда немного. Не все рабовладельцы были такими милыми людьми, как Кемероны, КуКлуксКлан боролся не только с преступниками. Но в фильме об этом ни слова. Диксиленд здесь такой, какой будет революция в фильмах Эйзенштейна и коллективизация в творчестве Довженко. Им было у кого учится. 

Картина станет самым кассовым фильмом штатовского кинематографа, а возможно и самым кассовым фильмом в мире. Через два с лишним десятилетия этот статус она уступит "Унесенным ветром".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.