суббота, 18 июля 2020 г.

"Пастораль" (1976)

Оригинал взят у Valia Gruzintseva в Пастораль, 1975 г
Кинопоиск

Фильмы Отара Иоселиани - уникальный мир доброго творца и ироничного наблюдателя. Я люблю все его картины, какие-то больше, какие-то меньше, но в целом его взгляд на жизнь и людей мне очень близок и интересен, и этот проницательный взгляд практически не меняется с годами, а манера узнаваема с первых кадров.
Мое знакомство с ним и его фильмами началось с фильма "Пастораль". Люди моего почтенного возраста помнят, что по всему Советскому Союзу в каждом крупном городе было свой КДК - клуб друзей кино - куда приезжали режиссеры, актеры, операторы и привозили свои фильмы для просмотра и обсуждения. Вот в таком клубе я видела, слушала и смотрела кино А. Тарковского, Ю.Норштейна, О.Иоселиани, С.Соловьева, А.Митты, Н.Михалкова и даже Иштвана Сабо. Именно в таком клубе я узнала о том, что в стране есть настоящее киноискусство и его мастера, что помимо совковой пурги про монтажников, такелажников, героев производства и соцсоревнования, есть кино о человеке и его судьбе - поразительное, талантливое и очень разное.

Отар Иоселиани привёз картину "Пастораль". Разговор с ним - это отдельная тема, скажу только, что он - именно такой, как и его кино, - ироничный, мягкий, тонкий, интеллигентный, деликатный. Слушать его было отдельным, огромным удовольствием. А фильм предлагаю просто посмотреть, без ненужного описания сюжета. Тем более, что сюжета и нет. Как водится у этого режиссера, есть просто завязка, а дальше - неспешный - то грустный, то забавный - разговор на ту или иную тему. Здесь в качестве завязки: группа молодых музыкантов выезжают летом из Тбилиси в грузинскую глубинку - отдохнуть и порепетировать вместе. Для местных приезжие — словно инопланетяне, пиликающие на своих скрипках и ничего не смыслящие в том, как обрезать виноград и вскопать землю. Для приезжих местные - как туземцы, ничего не смыслящие в культуре. Они даже говорят на разных языках – менгрельский сильно отличается от грузинского, и попытки совместного пения за общим столом тоже не очень удаются.

Еще добавлю, что на мой взгляд, этот фильм - личный ответ режиссера на призыв КПСС о "смычке города с деревней". Страна к тому времени социализм "в основном построила", так что остался пустяк - объединить наконец рабочих и крестьян, создать этакого обобщенного строителя коммунизма... ну и сами знаете, чем это закончилось.

Не знаю, есть ли сегодня столь же самобытное грузинское кино, но Иоселиани - это, безусловно, живой классик и Грузии, и России. Его работы - это целостный, единый рассказ о любви. Любви к человеку, к родине, к народу, ко времени, к традициям. "Пастораль" можно смотреть и смотреть.

Этот фильм завершил «советский» период в творчестве Иоселиани. И хотя в картине не было никаких политических мотивов, ее сразу же запретили, поскольку в фильме не было ни единого признака существования советской власти. Но Отар Иоселиани и во Франции остаётся самим собой, настоящим художником и продолжает снимать свое уникальное кино.

1 комментарий:

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.