четверг, 16 января 2020 г.

"Человек, который убил Дон Кихота" (2018)

Кинопоиск


Посмотреть этот фильм я хотел ещё в прошлом году, но добрался до него только недавно. Зато получилось его посмотреть аж два раза - и он более чем достоин этого.

Режиссёр Тоби в студенческие годы снимал фильм про Дон Кихота, взяв на главную роль простого сапожника Хавьера. Спустя 10 лет Тоби вновь оказался в Испании, снимая рекламный ролик (что удивительно, опять про Дон Кихота), однако ему не хватает вдохновения, чтобы закончить работу. Совершенно случайно ему попадает в руки диск с его собственным студенческим фильмом, что пробуждает в нём воспоминания о старых событиях. Тоби решает вновь встретиться с тем сапожником и отправляется в маленькую деревеньку неподалёку. Там он обнаруживает окончательно поехавшего головой Хавьера, который настолько вжился в роль, что считает, что он и есть Дон Кихот. В режиссёре Тоби он видит своего оруженосца Санчо, которого он так долго ждал, чтобы отправиться в опасное приключение.

Вдохновившись персонажем романа Мигеля Сервантеса, Терри Гиллиам рассказывает прекрасную во всех отношениях историю об искусстве, любви, предательстве и безумии. Сюжет кажется бредовым, но одновременно крайне логичным. При этом то, как фантастические элементы постепенно окутывают главных героев, выглядит просто завораживающе. Интересно, что у меня ни разу не возникало диссонанса между реальными событиями и тем, что героям привиделось. Этот контраст чувствует на уровне восприятия, поэтому было даже удивительно оказаться с режиссёром на одной волне.

У фильма одна из самых любопытных историй создания, завязанной на постоянные финансовые проблемы и многочисленные правовые вопросы. Идея фильма пришла Гиллиаму ещё в конце 80-х, а в 1989 он даже начал его снимать, однако всплыли проблемы с финансированием, и проект заморозили. Потом в 1998-м году съёмки возобновили, но их начали преследовали неудачи - то главный актёр получит травму, то ураган налетит и сорвёт несколько съёмочных дней, то страховая будет отказываться выплачивать положенную сумму. Спонсоры и продюсеры появлялись и исчезали, одни актёры сменялись другими, а производство фильма стояло на месте. В разное время на роль главного героя были приписаны и Джонни Депп, и Юэн МакГрегор, но в итоге ни один, ни другой не выдержали испытания временем. Наконец, в 2016 году Гиллиам всё-таки запустил съёмки, и на прошедшем в 2018-м году Каннском фестивале фильм наконец продемонстрировали публике. Получился фильм, который снят в фирменной манере Гиллиама, но при этом содержит в себе опыт, прошедший через года. По скромным подсчётам у Терри Гиллиама ушло более четверти века на воплощение своей задумки, так что не ценить подобное по меньшей мере кощунственно.

В фильме чувствуется иносказательность, когда речь заходит о сломанных судьбах. Гиллиам внес частичку себя в образ потерявшегося режиссёра Тоби - как и его герой он задаётся вопросом, сколько людей пострадали от его амбиций и пустых обещаний. Невозможно пройти жизненный путь, не оставив следа на душе попутчиков, вот только проблема в том, что следы эти так и останутся разноцветными пятнами, а смыть их окончательно и вовсе не получится. Об этом и размышляют герои фильма, пускаясь в реалистичные и не очень приключения по живописным красотам Испании.

Текущие события постоянно перемежаются кадрами старого чёрно-белого студенческого фильма, снятого на старую механическую камеру, воспоминаниями главного героя о прошедших событиях и эмоциях, что он испытывал когда-то давно. Гиллиам экспериментирует с манерой съёмки, перемежая крупные и общие планы, а уж когда речь заходит о фантастических иллюзиях, тут и вовсе хочется аплодировать от восторга.

Я с трудом представляю как бы эту роль сыграл Джонни Депп (наверняка просто по-идиотски кривлялся, как в последних своих фильмах), но Адам Драйвер в роли режиссёра Тоби - просто шикарен. Драйвер нащупал тонкий баланс между образом молодого мечтателя с широко открытыми глазами и его старшей версией, страдающей от дефицита вдохновения. При этом в его глазах теплится огонёк былого азарта, но его мимика выдаёт глубокую депрессию зациклившегося творца. Тем интереснее его финальная трансформация, которая оказывается грамотным финалом его одержимости Дон Кихотом.


Джонатан Прайс, сыгравший зациклившегося на образе Дон Кихота сапожника Хавьера, напротив - образец хорошего, мягкого безумия, в котором сочетаются слепая уверенность, печальная меланхолия и забавная придурь. Его дуэт с Драйвером - это истинная кинематографическая магия, очаровывающая с первых же кадров.


Стеллан Скарсгард в роли безымянного Босса сформировал собирательный образ глупого начальника, который что-то подозревает, но не в состоянии сформулировать. Как минимум наблюдать за его персонажем довольно весело.


Ольга Куриленко, сыгравшая Джеки, жену Босса, так и вовсе выглядит карикатурой на саму себя. Но самое забавное, что это образ глупой куклы с надутыми губами и огромными глазами, ей подходит как никакой другой.

Я, вообще не большой фанат Терри Гиллиама и многие его фильмы оставляли меня равнодушным, либо вызывали резкое отторжение ввиду своей разрозненности. Однако здесь, что называется, звёзды сошлись. Удивительно стройное и логичное повествование, которое не лишено фирменного режиссёрского стиля, постепенно раскрывается перед зрителем и откровенно завораживает. Тем более радует, что фильм, который режиссёр настаивал у себя в голове четверть века, наконец увидел свет. Это фильм, который мог выйти только из под пера Терри Гиллиама и он лишний раз доказывает, что сам режиссёр - в некотором смысле - тот самый Дон Кихот, романтик с пламенным сердцем, несущийся к своим ветряным мельницам, не смотря на все препятствия.


Этим фильмом Гиллиам доказывает, что история Дон Кихота актуальна по сей день и её с лёгкостью можно перенести на современные рельсы без потери смысла. Да, этот фильм насыщен побочными линиями, которые мало что дают основной истории, но они наполняют повествование нужным уровнем безумия и отказываются добровольно его понижать. Гиллиам утверждает, что этому миру нужны Дон Кихоты - люди с ярким воображением и непоколебимой моралью. Своим неуёмным желанием снять этот фильм после четверти века непрекращавшихся попыток он наконец добился своего - он победил свою ветряную мельницу и пожелал нам всем не сдаваться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.