Оригинал взят у Евгений Ясенов в (без темы)
КинопоискФильм Питера Джексона посвящен окончанию Первой мировой войны, потому вышел прошлой осенью к 100-летнему юбилею события и уже успел получить высочайшую оценку как критики, так и зрителей. На самом авторитетном мировом сетевом ресурсе Internet Movie Database он имеет 8.3 балла из 10 – невероятно высоко для документального фильма. На главном агегаторе кинокритики Rotten Tomattoes о нем вообще нет отрицательных рецензий. Это, безусловно, явление в кинематографе, причем явление многогранное – и с технической, и с профессиональной, и с концептуальной точек зрения.
Как сделан этот фильм? Джексон взял в различных военно-исторических архивах более 100 километров кинохроники, снятой на британском фронте Первой мировой войны, отобрал то, что ему требовалось, все смонтировал, как хотел. А потом отдал этот продукт в руки реставраторов. И они тщательно, от души раскрасили черно-белые кадры. Джексон уверяет, что при этом соблюдалась полная достоверность, что вид всех объектов сверялся по надежным источникам – в итоге, Первая мировая война предстает стопроцентно такой, какая была.
Действительно, в отличие от раздражающих раскрасок «Семнадцати мгновений весны» или «В бой идут одни старики», творчество Джексона не вызывает внутреннего протеста. Но зачем это вообще понадобилось? Сам режиссер объяснял свой замысел стремлением представить войну как бы глазами воевавших на ней солдат (а они ведь видели все в цвете). Усугубляется это закадровым текстом, который представляет собой воспоминания ветеранов тех событий, тоже смонтированные в определенном порядке. Неустанно сменяя друг друга, голоса стариков читают отрывки из дневников и прочие записи о том кошмаре, который довелось пережить ветеранам на Западном фронте. Их текст лишен трагизма, пафоса, вообще каких-то высоких чувств. Они рассказывают простыми словами о простых вещах, много шутят в доброкачественном британском стиле (что, кстати, изрядно облегчает восприятие).
Ну, а еще для адекватности передачи Джексон изменил кадровую частоту архивных съемок, в результате движения избавились от той смешной суетливости, которая знакома нам по старой кинохронике.
Джексон проделал грандиозную работу, и техническая ее часть – только вершина этого айсберга. Главную шляпу перед ним хочется снять за то, что, собственно, и составляет его профессию – за режиссерскую часть проекта. Это по-настоящему виртуозный труд, если только представить, какую гору материала ему пришлось перевернуть, чтобы скомпоновать ужасно интересный 90-минутный рассказ. Начинается история в мирный поначалу августовский день 1914 год, плавно, без рывков, через призыв действующих лиц в действующую армию и «курс молодого бойца» перетекает в военное русло – и накрывает нас с головой, чтобы очистительно схлынуть в конце, на возвращении выживших домой (где они, как водится, никому не нужны и не понятны).
Это потрясающий по своей убедительности рассказ, формируя который, Джексон не совершил ни одной грубой интонационной ошибки, остался в рамках чувства меры, показал все, что стоило, избежал искушения что-то приукрасить а что-то – наоборот. Наверное, можно было бы выстроить все идеальнее – но, честно говоря, хотелось бы посмотреть, как это кому-то удалось бы. Кто смог бы лучше изобразить эти «кровь, пот и слезы», которые, по знаменитому высказыванию Уинстона Черчилля, составляют суть любой войны.
Но почему Джексон вообще обратился к такой теме, которую раньше вроде бы вообще никак не затрагивал? Здесь все просто. Его родной дед воевал на Западном фронте. Вот и вся причина. Таким образом режиссер отдал предку лучшую дань памяти, какую только можно себе представить. Сам Джексон настаивает, что его фильм не претендует на статус исторического – это просто взгляд солдат на те события, свидетелями которых им пришлось стать. События, которые просто не поймут те, кто этого никогда не видел.
В этом – и ценность фильма. Это идеальная антивоенная пропаганда, которая становится только действеннее из-за того, что никакой пропаганды в фильме и близко нет. Но этот «просто взгляд» работает лучше сотен речей.
Оригинал взят у taxfree в Кино на выходные - Они никогда не станут старше
Питер Джексон, вооружившись полным набором технических средств, которые он применял для съёмок своих блокбастеров «Властелин колец» и «Хоббит», создал новый вид исторического документального фильма на основе подлинных кадров времён Первой мировой войны.
Поскольку во время Первой мировой войны снимали на чёрно-белых камерах со скоростью 10–12 кадров в секунду, то получается ускоренный вариант при просмотре фильма в стандарте современного кино 24 кадра в секунду. Начало фильма показано в ускоренном и обычном черно белом варианте, примерно 15 - 20 минут кинофильма, а потом идет вариант с адаптированной к современному кино скоростью и в цветном варианте. Надо отдать должное Джексону, что цвета подобраны идеально, и когда смотришь на экран, то создаётся полное ощущение реальности происходящего. Перестаёшь воспринимать эту войну как пыльную историческую книгу. А люди выглядят живыми, а не роботами как кинохронике начала века
Учитывая полный игнор современной молодёжью учебников и книг по истории, на мой взгляд, было бы очень правильным решением отправить копии этого фильма во все школы Великобритании. Ну а для остальных - просто посмотреть. Так как кино на самом деле завораживает.
Название фильма родилось из строки «Они будут стареть не так, как мы, оставшиеся стареть» поэмы 1914 года Лоуренса Биньона «За павших».
Дед Питера Джексона был ветераном Первой мировой и служил во 2-м пехотном полку пограничников Южного Уэльса с 1910 по 1919 год, поэтому интерес к войне у него не только профессиональный, но и личный. Только после начала реставрации Джексон натолкнулся на идею уникальной презентации своего фильма. Он решил, что фильм будет посвящен исключительно траншейной войне на Западном фронте и будет рассказан только в ходе аудио интервью с настоящими британскими солдатами в 1960-х и 70-х годах. «Мы должны показать войну такой, какой ее видели солдаты», - сказал Джексон, их рассказы звучат за кадром. Есть рассказы о курении и шутках, обтягивающей форме, ужасных уличных туалетах и чае, сваренном в кипящей воде, отлитой из пулеметов. Джексону были предоставлены архивные пленки ВВС и Имперского военного музея в Лондоне. Чтобы снять этот фильм они просмотрели 600 часов интервью с 200 ветеранами и 100 часов оригинальных видеороликов. Это, прежде всего, эмоциональные детали и подробности сражений, воспоминания о пережитых газовых атаках, первых в истории. Цвет военной формы Джексон восстанавливал по музейным экспонатам. Крики птиц, круживших над ранеными, грохот орудий - все записи сделаны в наши дни. Режиссер пригласил специалистов, читающих по губам: так появилась возможность озвучить то, что говорят солдаты. Музыку для фильма написало новозеландское трио Plan 9, подходит идеально, надо сказать. Фильм собрал в прокате более 7 млн. долларов, что очень впечатляюще для документального фильма.
Вообще, надо сказать что всем очень полезно посмотреть этот фильм. Когда посмотришь на одежду, обувь этих людей, крыс, вшей в окопах, то нынешний кризис кажется не таким и ужасным. А зубы? Это отдельная тема. Такие молодые ребята и полный здец во рту! Волосы шевелятся на голове когда видишь эти улыбки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.