вторник, 14 января 2020 г.

"Уильям Тёрнер" (2014)


Кинопоиск


Пейзажи, нарисованные чаем, вересковые пустоши, отдающая в бирюзу синева соленых вод, зарева закатов и голые скалы, иссушенные зноем. На фоне постоянно выделяется, как лишняя, фигура человечка. Глаза подсказывают ассоциацию со «Странником над морем тумана» Каспара Давида Фридриха. Но в прямой, бросающей вызов природе, фигуре странника легко угадываются приметы сверхчеловека. А человечек в фильме – все-таки человек. Слишком человек. Нелепая грузная туша некрасивого, похожего на хомяка, джентльмена, неумело пытающегося вытянутся перед природой в струнку, как будто принимая парад, воплощает не столько вызов, сколько ожидание того момента, когда тьма накроет окружающее пространство и на этот раз навсегда.

В фильме Ли о классике английской живописи нет почти никаких заманух, ради которых обычно ходят на фильмы о художниках – ни истории успеха (зенит успеха у Тернера был, да много лет назад), ни любовных романов (своеобразные взаимоотношения с двумя женщинами как-то плохо вписываются в это понятие). Как написал зритель, которому не понравилось - «на всем протяжении фильма нечего не происходит». Но, тем не менее, это один из лучших байопиков. И именно о живописце, где автора интересует в первую очередь профессиональная деятельность, а не биографические подробности. В фильм вошли только последние годы жизни Тернера, когда он уже отошел от классической живописи, и многие вещи не объясняются. Поэтому людям, слабо знакомым со средой, контекстом и «кто все эти люди», может показаться случайным набором бытовых сцен. Но для тех тем, кто-то что-то читал и видел, кино освещается особым светом узнавания. Во-первых, благодаря отличному оператору Дику Поупу, художникам и всем-всем-всем, на киноэкран бережно перенесена живопись того времени. Так, что каждый кадр можно рассматривать, как отдельную картину.


Во-вторых, без всякого пафоса, напротив с мягкой иронией (сцены на выставке прерафаэлитов или с Рескиным уже откровенно юмористические), мелкими мазками Ли создает портрет гения в прямом смысле этого слова. Странника, вечного чужака. Человека, для которого искусство превыше всего – и денег, и светских условностей, и семьи, и даже собственной жизни.

Человечек, в котором сложно подозревать подобную храбрость, просит привязать его к мачте корабля, чтобы своими глазами видеть буйство «гнева царя морей» во время шторма. Прощает долги, отказывается от предложения богатого промышленника выкупить все его картины, чтобы завещать их британской нации. Это притом, что человеческий социум за редкими исключениями презирает, и социум отвечает ему тем же. Королева отказывается посвятить Тернера в рыцари, вымороченное, проникнутое искусственностью до мозга костей, викторианское общество считает его фриком. Да что там, даже жена и дочери не понимают. Романтизм выходит из моды, в стране вовсю идет промышленная революция. Но относясь со скепсисом к прогрессу, мистер Тернер не пытается от него и бежать, вписывая первые пароходы в свои пейзажи, с теми же энтузиазмом и любовью, с которым писал корабли. Видит остатки былой красоты на лице свой постаревшей возлюбленной – «Обернись, в профиль ты похожа на Афродиту». И это не лесть же – ведь он не умеет врать.


Но время скукоживается, как шагреневая кожа. Люди вокруг Уильяма стареют, болеют, умирают, и ему самому все сложней носить свое грузное тело. Казалось бы, что смысл фильма очевиден – в битве всегда побеждает пейзаж. Человек уязвим, слаб и несовершенен, а природа совершенна и всесильна. Но почти языческая формула, высказанная Тернером незадолго до смерти («Солнце – это Бог») и сцены с Мэри Сомервиль (дама с призмой) подсказывают иной ответ. Возможно, в этом и есть смысл – прожить достойную, полную труда жизнь, став призмой для света. Пока окончательно не наступила тьма.

Сообщение модератора
На начало 2020 года beauty_spirit принадлежит наибольшее количество опубликованных в сообществе рецензий - 34.
За ней следуют dm_bondarenko, cher_l и jacob_burns - по 28.
mr_henry_m и sv0812 - по 27.
egovoru - 26.
shu_me_rka - 25.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.