понедельник, 20 января 2020 г.

"Все остальные" (2009)

Оригинал взят у galina_guzhvina в "Alle Anderen", von Maren Ade
Кинопоиск


"Для того, чтобы существовало мое "я", мне необходим другой." Выстраивая курортный роман на основе классической гегелианской формулы, Марен Аде серьезна, как и пристало молодому режиссеру из той когорты, что лет уже с десяток, "назло хороводу, отряду, салону", тихой сапой оформляется в новейшую немецкую волну. Не для нее иронический прищур всезнания, постмодернистское бряцанье наработанными штампами, демонстративная эксцентричность: Аде алчет и взыскует сути и аутентичности - по старомодному обыкновению до-пост-индустриального юношества. Взыскует честно - недаром нехитрое полотно "Всех остальных" плелось ею беспрецедентных три года, по паутинно-тонкой ниточке зараз. Взыскует искренне, смело вгрызаясь в жизнь всеми зубами и не боясь завязнуть в экзистенциальной тоске непривычного, на ходу исследуемого психологизма. И вот так - в лоб, нахрапом ей удается невероятное: тривиальная история на тему "отчего умирает любовь" становится вровень с заявленной философской парадигмой, оставаясь при этом жизненной и осязаемой до зуда в ладонях.


Что происходит с нами во взаимодействии с другими? Почему человек, казавшийся таким близким и родным наедине, меняется, стоит появиться рядом третьему - пусть и ненужному, докучному, неинтересному? Как произвольные, никем специально не направляемые влияния способны вдребезги разбить нацеленно, с любовью наработанное? Отчего мы предаем самое дорогое ради сиюминутного? Тридцати с чем-то летний, лысеющий, талантливый, неуспешный архитектор Крис склонен списывать зыбкость своего естества на кризис, ударяющий по тем, кто "земную жизнь пройдя до половины, вдруг очутился в сумрачном лесу". Он во сто раз тоньше, чувствительнее, креативнее самодовольного, начисто лишенного рефлексии (и не оттого ли успешного?) Ганса с его трафаретным бонвиванством, записным фрондерством и явно чувствуемым за поверхностным лоском хамством - и понимает это, и избегает Ганса, как только может. Но встретив его, внутренне становится по стойке смирно, и позволяет тому давить себя и своих тушей - не сопротивляясь, даже - без всякой необходимости - подыгрывая: чрезмерно заметно стесняясь несовременных (старчески сентиментальных, не обладающих тонким вкусом) родителей, одергивая, а позже - непростительно оскорбляя простецкую, но наделенную крепким внутренним стержнем подружку, забивая на собственный - зачастую умный, нежный, ироничный - внутренний голос, по собственной воле открывая врагу все тылы своей души...

Может быть, сила личности - как раз в способности удерживать себя от рыхлого самораспада, охранять от всех, кто может походя откусить кусочек? В этом смысле сильна Гитти - очаровательная уродинка, пацанка в розовых шортах, маленькая разбойница, выросшая Пеппи Длинныйчулок. Она, в отличии от Криса, не идет на поводу, напротив - внутренне подбирается, почуяв покушающегося, сознательные попытки подстроиться под иной вкус ей физически несносны. Она верна, как бывают верны самодостаточные личности, и уязвима, как все, кто жаждет настоящего. Она и слаба достойной слабостью - страхом не вывести, не вытянуть ещё одну банальную связь на уровень большой любви. С Крисом они дополняют друг друга идеально - как рука и перчатка, и ей прекрасно, без слов это ведомо. Но он, перемудрив, уже не в состоянии принимать себя настоящего, ведомого, плющом обвившегося - и тщится, и насилует себя и ее...


Вообще затюканность героев Аде цивилизацией и сопутствующая поколенческая дезориентированность в чем-то парадоксально сближают их с цивилизации так и не отведавшими. И те и другие пребывают в неведении относительно того "Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?" - с той лишь разницей, что неведение гогеновских таитян - счастливое, а для современного европейца оно мучительно-неразрешимо отравлено смутными воспоминаниями о знании. В фильме Аде тоже назойливо много обнаженного, бесстыдно-курортного, природно-естественного тела. Только солнце у нее куда тусклее, берег залит асфальтом и завален мусором, а огромные экзотические фрукты представляют собой кустарные подделки под народные промыслы...

1 комментарий:

  1. Режиссер Марен Аде нам хорошо знакома по фильму "Тони Эрдманн", рецензию на который можно найти по метке режиссера.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.