среда, 11 сентября 2019 г.

"Леди в фургоне" (2015)

Оригинал взят у lbidarka в Леди в фургоне (№14 в 2016 FILM CHALLENGE)

Кинопоиск


Увидела постер этого фильма с Мэгги Смит в главной роли и просто не смогла пройти мимо. Мэгги Смит вызывает во мне только положительные эмоции, поднимает все самое светлое и доброе. Эта женщина, на которую хочется ровняться, хотя я даже не знаю всей ее фильмографии и биографии.

Картина "Леди в фургоне" заявлена как "практически правдивая история", которая произошла с известным английским драматургом Аланом Беннетом. Однажды около его дома, в районе Кэмден, останавливается старый фургон, в котором живет пожилая женщина. Она известна всей улице, являясь чуть ли не ее достопримечательностью. Жители ей помогают, принося еду и одежду, а она кочует от дома к дому, когда ей вздумается, пока однажды ей не вручают предписание покинуть проезжую часть. Алан пытается помочь, предлагая поставить фургон во дворе его дома, пока старушка не определиться, куда же ей отправиться дальше. И именно Алану суждено узнать об истории жизни строптивой старой леди, правда на это у него уйдет 15 лет.

У меня неоднозначные впечатления от данного фильма. Временами он бывает нудным, временами кажется затянутым, местами он не понятен, но вместе с тем в нем присутствует и тонкий английский юмор, и трогательность, и интрига, и отличная игра актеров - все это цепляет тебя, заставляет задуматься о многих филосовских вопросах и увидеть социальные проблемы, посмотреть на себя со стороны.

Фильм вскрывает, как гнойники, различные неудобные социальные темы. Вытаскивает их на свет божий, говоря, смотрите, эти проблемы никуда не делись, вы не должны забывать о них. Это и продажный полицейский, шантажирующий Маргарет на протяжении долгих лет. Это и отношение церкви к своим послушникам. Как вообще могло получится, что мисс Шепард выгнали из монастыря? И за что, за музыку? Они разве не должны стремиться помочь человеку, а не только сломать его? А брат Маргарет, который за столько лет не смог или не захотел помочь своей родной сестре?


Также буйным цветом расцветает тема лицемерия. Все соседи в благополучном районе Кэмден мечтают избавиться от старушки и ее фургона, но не смеют даже подумать об этом в ее присутствии. Они продолжают дружелюбно улыбаться, справляться о ее делах, кормить ее, дарить подарки и даже готовы купить новый фургон, но никто из них не искренен в этом, никто не готов взять на себя ответственность за мисс Шепард. Она - та, кто портит имидж их благопристойной улицы, и их бесит собственное бессилие. Возможно, поэтому Маргарет ведет себя так эксцентрично и грубо с ними? Она умная женщина и, наверняка, понимает всю суть их помощи. Да и с Аланом соседи ведут себя не лучше: врут про его пьесы, задают бестактные вопросы.

Сам Алан Беннет является непростым человеком. Писатель, страдающий раздвоением личности. Одна из его личин занимается только работой, другая - проживает остальную жизнь. Две личности - один человек. Я думаю, этим объясняется его неопределенное отношение к мисс Шепард. Он бросается из крайности в крайность: не может даже дотронуться до нее, т.к. жутко брезгует, но и не может не заботиться о ней. Тут стоит сказать и об отношениях Алана с его матерью. Ее он как будто бы тоже раздваивает: про реальную маму пишет Алан-драматург в своих пьесах, другой же Алан видит воплощение образа матери в старой леди в фургоне, поэтому он о ней заботиться, поэтому не может выгнать.


Алекс Дженнингс, исполнивший роль Алана Беннета, в кадре очень похож на реального Алана Беннета. Когда я увидела фотографию драматурга, поразилась такому сходству. Он точно передает мироощущение писателя, зацикленного на своей работе, который иногда сам с трудом отличает действительность от его же художественного вымысла.

Мисс Шепард, вокруг которой и крутится повествование, является загадкой не только для Алана, но и для зрителя. И даже несмотря на то, что мы узнаем основные вехи ее жизненного пути, она продолжает оставаться женщиной-загадкой, которую не суждено понять никому. Величественная, резкая, не в меру религиозная, иногда бесцеремонная, иногда сумасшедшая, Маргарет все же больше похожа на леди из высшего света, чем на простую озлобленную нищенку. Однажды поддавшись чувствам и панике и совершив необдуманный поступок, она сама себя не смогла за него простить. Ее жизнь в фургоне похожа на своеобразную епитимью, которую она сама на себя наложила и строго соблюдает.


Мэгги Смит великолепна! И тут больше нечего добавить. Ее взгляд, ее движения и манеры так точно попадают в образ, что по-другому мисс Шепард себе и невозможно представить. И если Алан Беннет - малоэмоциональный скрытный англичанин, то Маргарет просто фонтан разнообразных чувств и эмоций, меняющийся на глазах.

Что касается картинки в фильме. Основное действие разворачивается практически на одном месте в ограниченном пространстве, поэтому широких панорам тут нет. Зато есть отличные крупные планы, позволяющие разглядеть все эмоции и их оттенки на лицах персонажей. И свет. Кадры очень теплые, ламповые, напоминают желтый цвет фургона мисс Шепард. Отдельно стоит отметить прекрасную музыку, очень красивую, нежную и умиротворяющую.

Фильм однозачно достоин внимания тех, кто любит английское кино, потому что это оно и есть. Фильм однозначно достоин внимания всех остальных, как минимум, из-за Мэгги Смит.

Сообщение модератора
Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за третье место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало сентября.


1 комментарий:

  1. Когда заходит речь о лицемерии европейцев, у меня возникает вопрос: а что этому лицемерию противопоставляется?

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.