четверг, 5 сентября 2019 г.

"Развод Надера и Симин" (2011)

Оригинал взят у iriska_spb в Развод Надера и Симин
Кинопоиск
Кино оказалось совсем не фестивальным артхаусом или социальной чернухой с претензиями на фестивальные награды, а просто хорошим кино про жизнь. Такие фильмы снимали у нас в 70-е, когда жизнь стала потихоньку налаживаться и даже в застойной атмосфере безвременья (теперь это называется "у нас была великая эпоха") люди проживали свои радости и печали. Что-то похожее происходит и в Иране времен исламского фундаментализма (или все же пост-фундаментализма?) - та же личная, частная жизнь. Идеалогия может быть и есть, но где-то наверху, общество кажется вполне светским, по крайней мере женщины не производят впечатление сильно угнетенных - Симин работает, водит машину, дочка учится в школе, а при разводе родителей в суде ее спрашивают, с кем бы она хотела остаться.

Проблемы моральные и психологические - Симин просто устала от жизни (может быть ей надоело и дома ходить в хиджабе), от быта (поскольку одна тянет на себе весь дом, не случайно после ее ухода Надир с дочерью даже не умеют включить стиральную машину) от мужа (от которого не получает эмоциональной поддержки) и его отца с Альцгеймером, поэтому ей кажется, что эмиграция - выход из ее проблем. Надир же не может уехать, бросив
беспомощного отца (и я его тоже очень хорошо понимаю), а дочка хочет, чтобы все было по-прежнему - папа, мама, дедушка, старый милый дом. И все бы (может быть), благополучно разрешилось - Симин бы пожила у родителей, отдохнула и успокоилась, Надир бы понял, что в одиночку ему дочку не вырастить и просто не выжить, как-нибудь бы Симин уговорил и жизнь бы потихоньку наладилась. Однако вмешался злой рок в лице спешно нанятой домработницы-сиделки, взявшейся за эту работу, чтобы помочь своему безработному мужу... и жизнь перестает быть томной. Сиделка оказалась во-первых религиозной, во-вторых
беременной и не очень добросовестной - привязав старика за руку к кровати, она ушла по своим делам, старик упал и сильно ушибся. Надир, сильно разозлившись (да еще заметив, что в доме пропали деньги) выгоняет сиделку, которая по пути где-то падает и теряет ребенка. Безработный сиделкин муж подает на Надира в суд, требуя компенсации за ущерб (по их законам при сроке беременности больше четырех месяцев эмбрион уже считается человеком) и Надиру грозит тюремный срок до трех лет за убийство. Надир утверждает, что во-первых о беременности не знал, во-вторых сиделку не толкал, а в третьих - она сама первая начала, уйдя из дома, оставив его отца привязанным, и подает встречный иск... Такие дела.

Фильм, несмотря на накал страстей, на удивление сдержанный, душу рвет спокойненько так, без истерического надрыва, свойственного российскому постперестроечному кино. Особенных режиссерских и операторских изысков не заметила, старый добрый классический стиль, форма не затмевает содержание, не оставляя зрителя в недоумении - а что сказать-то хотели? Актерские работы прекрасные, достойные своих Серебряных медведей, Симин красивая, но девочка показалась значительно старше 11-ти лет, выглядит, на мой взгляд, на все 20.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.