Оригинал взят у jacob_burns в Официант / Ober (2006)
История Эдгара, пожилого официанта-неудачника, которого жизнь совсем запинала. У него нелюбимая работа, хроническая больная жена и нелюбимая любовница. Плюс еще соседи-хулиганы. Но все эти беды свалились на него не с неба. Оказывается, Эдгар - герой сценария, и создатель явно не любит своего персонажа. Эдгар приходит к сценаристу, выпрашивая у того хоть какую-то радость в жизни, и да, тот вносит в жалкое существование героя некое разнообразие.
Я понимаю, что "Официант" - акт самоиронии (недаром, если посмотреть на вещи философски, беды Эдгара - дело рук его самого, то есть актера-режиссера-сценариста Алекса ван Вармердама) и стеб над современным европейским кино, в котором сценарист по собственному признанию мучает героя безо всякой цели, наполняет фильм безнадегой просто потому, что больше ему наполнить кино нечем. Почему Эдгар - неудачник? Таков "современный герой", как сообщает ему создатель.
Я понимаю предмет стеба, отношусь к подобной чернухе соответственно, все это уныние не может, не должно быть самоцелью. В лучших проявлениях "артхауса" за ней все же стоит какой-то смысл, какой-то путь героя. Да и жизнь наша на самом деле не так уж и беспросветна, как нам пытаются показать сытые европейские творцы. Проблема в том, что пародия у Вардердама получилась столь же унылой, как ее предмет. Кинопоиск представляет "Официанта" как драму и комедию, но абсурдность страданий Эдгара, равно как и судорожные попытки его и других персонажей договориться со сценаристом, не делают фильм смешным. Он остается такой же безнадежной чернухой, потому что снимать по другому создатель явно не умеет.
Кроме того, сам ход, прием "общение персонажа с автором", да и прочие сломы четвертой стены мне не нравятся как идея, они разрушают историю. Это примерно как финал, в котором герой просыпается в сумасшедшем доме, а все его приключения оказываются бредом безумца. Но конечно вес решает результат. Любой запрещенный прием имеет право на жизнь, если автору он удался. "Официант" же абсолютно тосклив, а просмотр его настолько мучителен, что завершение сеанса становится праздником.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.