воскресенье, 4 апреля 2021 г.

"Пожиратель грехов" (2003)

Оригинал (отредактированный) взят у stranikmegzvezd в Пожиратель грехов / The Order (2003)


Русское название у фильма, пожалуй, излишне страшное. Поначалу даже подумалось о третьесортной штампованной мистике переходящей в треш, но нет - анонс заинтриговал, да и любопытно было посмотреть на Хита Леджера и Питера Уэллера! 

Алекса Бернье, экзорциста и одного из немногих оставшихся в живых представителей рода каролингов, отправляют в Рим для расследование одного очень странного убийства. Алексу предстоит пролить свет на то, что скрыто во тьме, открыть древнюю тайну и переосмыслить очень многое... 

Конечно, в фильме есть некоторое количество страшных сцен, но всё же сюжет главным образом драматический с неоднозначной идеей. В чем-то фильм может напомнить "Код Да Винчи" и "Ангелы и демоны", возникнет ассоциация с "Адвокат дьявола" и "Контстантин". 

Главные персонажи бОльшую часть сюжета действуют по велению Церкви, но в то же время они всё больше и больше ощущают себя вне её. Последние из знаменитого, но еретического рода, они - наследники многих опасных знаний предков. И всё бы ничего, но часто знание - враг Веры и потому на Алекса идет давление сразу с двух сторон - знания заставляют сомневаться в справедливости и Церкви, и даже Бога, а сама Церковь не тратит времени на разговоры, могущие вернуть каролингов на путь Истины, но гневно хмурится и всё больше дает понять, что они идут к ереси или уже стали еретиками т.е. изгнанниками, изгоями и даже проклятыми. 


С такими настроениями Алекс подходит к раскрытию тайны убийства, к существованию в мире, среди остальных людей Пожирателя грехов. Нет, Пожиратель - не чудовище, по крайней мере, внешне. Простой человек, обретший знания того, как взять на себя грех любого человека, каким бы преступником он бы ни был. Пожиратель приходит к тем, кого не могут простить родные и близкие, кому отказывает в прощении Церковь и даже Бог. Пожиратель забирает на себя всё зло, что было в том человеке, и тем самым очищает его, позволяя обрести покой в раю. 

Вообще христианство - как православие, так и католичество - верит, что все люди созданы благими и могущими прожить жизнь без греха, остальное - дело самого человека, вопрос его решений, его собственной свободной воли. Но, судя по всему, сценарий фильма придерживается другой точки зрения. Грешники - гениальная ошибка Бога, люди, сотворенные немного ущербно, но всё равно достойные обрести покой и райскую вечность. Это - один из моментов, где фильм проходит буквально по краю между дозволенным размышлением и тем, что верующие называют богохульством. 


Сам Пожиратель - несчастная жертва обстоятельств и черствости, источник того, что можно назвать высшим милосердим, и в то же время он - гордыня во плоти. Пожиратель ненавидит Церковь, он знает все грехи людей (только тех, над кем был проведен обряд), каждую ночь он мучается от этого, но, проснувшись по утру, становится тверже камня (образно), потому что имеет ключи от рая. Кажется, даже, что за счет последнего он мнит себя, если не выше, то справедливее и милосерднее Бога. Человек, ставший выше всех ангелов по добродетели, а потом павший до состояния дьявола. Последнее очень сочетается с тем, какие разговоры он ведет с Алексом, убеждая его в отречении от Церкви, чтобы начать жизнь простого человека со всеми причитающимися удовольствиями и земной любовью. Дьявол соблазняющий верующего. 

Насчет пафоса и всего такого. В концовке, конечно, не без этого, но на мой личный взгляд конец не слащавый - зло побеждено и наказано, но добро не расплывается в счастливой улыбке на солнечной поляне. Можно даже сказать больше - зло ушло, но оно успело получить своё, ввергнув добро в ту тьму, из которой вышло. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.