Оригинал (отредактированный) взят у lev_semerkin в Тит – НЕ правитель Рима.
Отличная возможность познакомиться с трагедией Шекспира «Тит Андроник», которую очень редко ставят в театре.
Здесь есть на что посмотреть. Это фильм художника.
Упор на красочную изобразительную сторону – конек режиссера Джулии Теймор, которая начинала как театральный художник. «Тит» - ее первая картина (за несколько лет до съемок фильма она ставила пьесу в театре).
Для своего кинодебюта Сеймор привлекла великолепную итальянскую команду - Лучано Товоли (оператор фильмов Антониони 70-х годов) и Данте Феретти (работал на последних фильмах Пазолини, а главное, на «Сатириконе» он был ассистентом художника). Той итальянской режиссуры уже давно нет, а художники остались, визуальное мастерство осталось при них и в этом фильме они тряхнули стариной, изобразительная сторона великолепна.
В рунете фильм называют «Тит – правитель Рима», «правителя» приврали для красного словца, для привлечения публики, на самом деле главный герой пьесы всего лишь военоначальник, стать правителем Рима он отказался (может от того и все беды).
Фильм хорош для знакомства с пьесой еще и потому, что все многочисленные персонажи с непривычными именами, которые при чтении путаются, представлены в фильме очень ярко и отдельно, каждый на своем месте – кастинг блестящий (в центре - две звезды, Энтони Хопкинс и Джессика Лэндж).
В пьесе семнадцать героев, которые поделены на два враждебных клана:
восемь представляют военный клан, девять представляют политический клан.
Сценарий точно следует первоисточнику, почти все герои и все события пьесы включены. Даже костюм повара, который надевает Тит в последней сцене и который так хорошо ложится на образ Хопкинса-Ганнибала-Лектора, придуман Шекспиром.
Действие перенесено в условную среду, где свободно смешаны приметы разных времен – древний Рим, Рим времен Мусолини, современная американская империя и современный Рим (группы поддержки кандидатов в императоры одеты в цвета римских футбольных клубов «Рома» и «Лацио»).
В первых же сценах пьесы заявлен конфликт между братьями и одна из идей пьесы – старший брат имеет право на трон по порядку, а младший - лучше по человеческим качествам.
Пока Тит, его сыновья и его солдаты сражались с врагами Рима готами, в столице все изменилось, умер император, началась смута и разложение. Два наследника обзавелись политическими партиями и ведут публичную борьбу за голоса избирателей методами пиаровской раскрутки и рекламных технологий. Суровый Тит - представитель старого времени, верен долгу, присяге. Не сразу заметил перемену, не разобравшись поддержал Сатурнина. За что и получил «благодарность» победителя.
Победителем вышел Сатурнин – извращенный, гламурный, коварный, трусливый.
Оказалось, что воин Тит жертвовал собой ради прогнившей знати, деградировавшей, подлой элиты интриганов.
В столичных условиях он сходит с катушек и начинает совершать злодейства еще более изощренные, чем его беспринципные оппоненты.
В первой сцене Хопкинс очень убедителен, значителен, а Лэндж напротив, выглядит чересчур современной, как вставной зуб. Однако затем расклад меняется, Хопкинс так и не смог сыграть прямодушие воина и его драму, а следовательно и перелом не получился, а ганнибалов-каннибалов шлейф только мешает, хотя казалось бы, здесь можно протянуть смысловую нить (политика прекратила героя-воина в каннибала).
Тамара – властная женщина интриганка (типа леди Макбет), Ландж развернулась, когда ее героиня получла власть, когда потребовалось сыграть разницу в возрасте, она жена/мать для мужа и мать/жена для своих развратных сыновей.
На противоположном от злодейки Тамары полюсе находится Лавиния, экземпляр шекспировской виктимологии, образец чистоты, жертва злодейства (когда Питер Брук ставил пьесу с Лоренсом Оливье в заглавной роли, он отдал роль Лавинии Вивьен Ли и этим подчеркнул важность этого персонажа). Теймор сделала акцент на Тамаре, а с Лавинией не получилось (это пожалуй единственный режиссерский провал).
И наконец самый шекспировский из героев - мавр Аарон, идейный злодей, мстит белым людям за то, что он черный. Замечателен шекспировский разворот образа – у императрицы Тамары рождается ребенок и этот ребенок черный. Отношение Арона к ребенку придает сюжету неожиданный поворот, оказывается «и мавры любить умеют», в целиком отрицательном персонаже возникает некий позитив, это в полной мере отыграно в кино.
Историю убийств, политической борьбы и взаимной изощренной мести Теймор взяла в скобки, а за скобки вывела два эпизодических персонажа пьесы, двух мальчиков, двух самых младших представителей враждующих кланов. Это новорожденный/незаконнорожденный сын Арона и Тамары и внук Тита Люций-младший. Именно для мальчика Люция (который, как и зрители, является не участником, а свидетелем) произошедшее внутри скобок должно послужить уроком. Собственно в этом и заключается смысл нарочито кровавой пьесы.
Перед открывающей скобкой (в первых кадрах фильма) мы видим мальчика Люция играющего в солдатики во время завтрака, заливающего поле боя кетчупом.
А после закрывающей (в последних кадрах) Люций берет негритенка из железной клетки-колыбели и уносит его прочь с римской арены (где мавра закопали живьем в землю) навстречу восходящему солнцу – вот так просто.
Финал противоположен шекспировскому. В пьесе происходит реставрация, сын Тита Люций воспитывает своего сына на примере великого Тита. Став императором, он собирается восстановить естественный, старый порядок.
А в финале фильма не возвращение, а прогресс, прорыв вперед к политкорректной, некровожадной, гуманистической современности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.