Оригинал взят у altereos в Женщины-режиссеры в советском кино. Выпуск №43
Кинопоиск
Все киноистории Инессы Селезневой внешне вроде бы актуальны, злободневны, порой кажется - вот-вот автор разоблачит какой-нибудь общественный порок. Однако за оболочкой якобы остросоциальной проблематики обнаруживается бытовое болото, в котором вязнут любые конфликты. А ведь именно конфликт - основа интересной драматической истории. Пускай это будет классовый конфликт, в лучших традициях соцреализма - если закрыть глаза на идеологический пафос, можно получить удовольствие от динамики и драматизма борьбы советского человека за светлое будущее. Но в творчестве Инессы Селезневой даже этого нет: мы видим решительный отказ исследовать реальную жизнь реальных (советских) людей, отказ разобраться в какой-либо проблеме (личной или общественной). Вот и получается усредненное советское кино "ни о чем".
"Осенюю историю" можно отнести к категории советских фильмов о школе. Драма с элементами педагогического детектива - вот такая экзотика в советском кино. Директору школы пришло указание взять в коллектив молодого педагога. Но чтобы взять нового человека, кем-то необходимо пожертвовать. Посредством хитроумных интриг директор вынуждает уйти на пенсию Ольгу Денисовну - самую заслуженную и любимую учениками учительницу литературы и русского языка. Вместо нее пред детьми является непонятно кто, сыгранный Станиславом Садальским.
Об этой несправедливости узнает начинающий журналист, который берется распутать этот морально-этический клубок и вернуть Ольгу Денисовну в школу.
Детективные элементы с разоблачением антигероя (им оказался вовсе не директор школы) не дают заскучать во время просмотра. Смысл же истории остается размытым, непонятным. Главная идея звучит примерно так: будьте порядочными, уважайте старших. Очень оригинально! Режиссер робко пытается развить любовную линию, а также мотив отношений родителей и детей, не говоря уже о внутренней драме главного героя, переживающего переоценку жизненных ценностей. В общем, самые сложные и потенциально интересные идеи быстренько затухаются автором - ведь это же всё "конфликты"! Ой как страшно! Нет, у нас "в Багдаде всё спокойно"...
Кинопоиск
Все киноистории Инессы Селезневой внешне вроде бы актуальны, злободневны, порой кажется - вот-вот автор разоблачит какой-нибудь общественный порок. Однако за оболочкой якобы остросоциальной проблематики обнаруживается бытовое болото, в котором вязнут любые конфликты. А ведь именно конфликт - основа интересной драматической истории. Пускай это будет классовый конфликт, в лучших традициях соцреализма - если закрыть глаза на идеологический пафос, можно получить удовольствие от динамики и драматизма борьбы советского человека за светлое будущее. Но в творчестве Инессы Селезневой даже этого нет: мы видим решительный отказ исследовать реальную жизнь реальных (советских) людей, отказ разобраться в какой-либо проблеме (личной или общественной). Вот и получается усредненное советское кино "ни о чем".
"Осенюю историю" можно отнести к категории советских фильмов о школе. Драма с элементами педагогического детектива - вот такая экзотика в советском кино. Директору школы пришло указание взять в коллектив молодого педагога. Но чтобы взять нового человека, кем-то необходимо пожертвовать. Посредством хитроумных интриг директор вынуждает уйти на пенсию Ольгу Денисовну - самую заслуженную и любимую учениками учительницу литературы и русского языка. Вместо нее пред детьми является непонятно кто, сыгранный Станиславом Садальским.
Об этой несправедливости узнает начинающий журналист, который берется распутать этот морально-этический клубок и вернуть Ольгу Денисовну в школу.
Детективные элементы с разоблачением антигероя (им оказался вовсе не директор школы) не дают заскучать во время просмотра. Смысл же истории остается размытым, непонятным. Главная идея звучит примерно так: будьте порядочными, уважайте старших. Очень оригинально! Режиссер робко пытается развить любовную линию, а также мотив отношений родителей и детей, не говоря уже о внутренней драме главного героя, переживающего переоценку жизненных ценностей. В общем, самые сложные и потенциально интересные идеи быстренько затухаются автором - ведь это же всё "конфликты"! Ой как страшно! Нет, у нас "в Багдаде всё спокойно"...
Это уже третий режиссер, с мнением автора о котором я не согласен. Первым был Дрейер, чье творчество было названо не религиозным, второй - Манасарова, обвиненная в устаревшем морализаторстве. У Инессы Селезневой есть два замечательных фильма - "Дневной поезд" и "Всем - спасибо!". Если в ее фильмах герои не говорят о чем-то напрямую, это не значит, что об этом не было сказано.
ОтветитьУдалитьОльга Денисовна не просто пожилая учительница. Она является представительницей дореволюционной культуры. Много лет назад Александр Архангельский в одной из своих передач сказал, что советская власть допустила большую ошибку, оставив в школьной программе русскую литературу 19-го века. Фильм о том, как эту ошибку пытаются исправить.
ОтветитьУдалитьПочитал комментарии под оригиналом. Оказалось, что не я один не согласен с мнением автора.
ОтветитьУдалитьда, плодовитый, но неглубокий.
Удалитьинтересно, про зарубежное кино он тоже пишет? с таким же подходом..
автор в смысле
УдалитьДа, в сообществе есть много его рецензий на зарубежные фильмы. С рецензиями любого участника можно ознакомиться, щелкнув по ярлыку автора внизу под текстом.
Удалитьда, я знаю.
Удалитьэто был риторический вопрос )