вторник, 2 июня 2020 г.

"Ксения, любимая жена Федора" (1974)

Оригинал взят у Dmitry Vilchik в (без темы)
Кинопоиск

11 мая скончалась актриса Алла Мещерякова. Есть у меня подозрение, что в полной мере актрисе не суждено было раскрыться в кино. Но есть, по меньшей мере, одна роль, о которой можно сказать: даже, если бы она не сыграла больше ничего, то вошла бы в историю… Во всяком случае, для меня эта роль – памятник Алле Дмитриевне Мещеряковой.

- У меня будет ребенок… Я хочу, чтобы у меня была девочка… или мальчик…

Беременная женщина неспешно идет по стройке… Звучит музыка… Удивительная…

В советские времена любить фильмы на производственную тему – считалось, чуть ли не признаком дурного тона, в некоторых кругах. Как минимум – дурного вкуса.
Меня же никогда производственная тематика, сама по себе, не отпугивала. А многие фильмы такого рода так просто нравились и нравятся до сих пор! Была в них некая гражданственность… Виделось в таких картинах своеобразное «игольное ушко», сквозь которое авторы пытались протащить кусочек правды. Показать – не все так уж гладко и идеально в советском обществе, в советском «способе производства» (хоть он и самый передовой в мире, естественно). «Мы, нижеподписавшиеся», «Старые стены», «Обратная связь», «Самый жаркий месяц»… В любом случае, если выбирать между фильмами «о производстве» или «про бандитов» - я за производство.

В этом «производственном» ряду одно из первых мест для меня занимает фильм Виталия Мельникова «Ксения, любимая жена Федора».
Прежде всего, нравится мне само название. Есть в нем поэзия и душевность. Что уже как бы не слишком стыкуется со строительной темой (действие разворачивается на стройке в Армении).
Но что совсем диссонирует со строительством, бетоном и самосвалами – так это музыка фильма… Выдающийся композитор Олег Каравайчук написал какую-то откровенно потустороннюю музыку… Ничего похожего на лязг металла или жесткие ритмы преображения социалистической действительности. Что-то камерное, воздушное, уносящее в поднебесье… Поразительная музыка… Слушая ее, лишний раз задумаешься – так о чем кино-то? О стройке, об активной гражданской позиции или все же о любви? Ну, или обо всем помаленьку…
Если не считать музыки и сценария, фильм держится на актерском трио – Мещерякова, Любшин и Дуров (фамилии их героев - Иванова, Петров и Сидоров. Думается, неспроста. Всё многообразие, всю сложность пресловутой «русской души» в этих трех разных, непохожих друг на друга персонажах, вероятно, хотели отобразить авторы…). Самый яркий из них, пожалуй, Станислав Любшин. Цельный образ. Забота и воинственность. Хозяйственность и «простота». И все это – через край…
Но я очень люблю и Дурова в роли прораба Сидорова. Причем, затрудняюсь сказать, кого люблю больше – актера в этой роли или его героя? (Сейчас подумал, что Льву Константиновичу вообще лучше давались роли хороших людей. «Ксения…», «Не бойся, я с тобой!», и самая моя любимая роль – «Странные взрослые»).
Что же касается Аллы Мещеряковой, то роль Ксении – откровенно лучшая в ее творчестве.

Бывают ситуации – в жизни, в кино, в литературе – сталкиваясь с которыми, я смеюсь. И не потому, что смешно – а, потому что радостно. Есть такая сцена (как минимум, одна) и в «Ксении…». Я имею в виду обеденный перерыв и просьбу соленого огурца… С самого первого раза, как я увидел фильм, сцена меня просто очаровывает… С замиранием сердца каждый раз жду – вот сейчас она попросит: «Товарищ Сидоров…» и я начну смеяться.

Любовь. Принципиальность. Ревность. Честность. Уважение к смелости и твердости.
А все вместе называется – производственная тема…

2 комментария:

  1. Так хочется, чтобы они помирились в конце и жили долго и счастливо :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я так понял, что они помирились. То есть, когда возникла угроза потерять мужа навсегда, героиня поняла, что для нее самое главное.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.