воскресенье, 7 июня 2020 г.

"Летняя игра" (1951)


Кинопоиск

Я придумала экзамен для выпускников кинематографических вузов: снять чёрно-белый фильм, летний, только натурные съёмки. Метраж не важен. Сейчас снимают в чёрно-белом бытовую чернуху и арт-хаус, иногда стилизацию под старьё. Банально. А снять ослепляющее солнце и жару? Можете? - Попробуйте (с) Представила себе Теренса Малика без цвета. Два раза ХА. Никто лучше Бергмана не снимал лето и не снимет никогда.

Приходит понимание, что маэстро никогда не стремился быть гуру религиозного и философского кино. Он снимал для массового шведского зрителя. Имел мало амбиций на зарубежный прокат. Огорчался, ждал кассовых сборов, писал простые диалоги и рассказывал простые истории. Хотел денег: алименты, дети, жёны, жадность до удовольствий. Оно само собой получалось: из пустяка трансцендентальное. Это в конце жизни Бергману внушили, что он может - поэтому должен. Поэтому я меньше люблю "Фанни и Александр".

Кто там сказал, что несчастные семьи несчастны каждая по-своему? Бергман снимает "Сцены из супружеской жизни", обсасывая свои семейные неурядицы, а выходит универсальная история о Семье, Браке, Ревности, Измене, Боге, Любви. Нанизывается, перекликается, резонирует.

Сюжет "Летней игры" прост до оскорбления чувств искушённого зрителя. Балерина Мари влюбляется в юношу Хенрика. Первая любовь, целое лето и озеро любви. Потом случайность - Хенрик гибнет. Проходит 10 лет, Мари, знаменитая прима-балерина, возвращается на озеро и вспоминает прошлое.

Что особенного - первая любовь? Почти всегда безрезультатная. Так часто, что мне кажется: люди реализовавшие первую любовь в семью-детей лишают себя настоящего будущего, заложенного судьбой. Хенрик - посредственный парень, в меру капризный, эгоистичный. Обычное дело: останься Хенрик в живых - его любовь с Мари сошла бы на нет осенью, в разлуке, в противоположных интересах.

И обычное же дело: гибель придала Хенрику значительность. Со дня его смерти ровная линия жизни Мари как бы скосилась. Делать вид, что любишь, чтобы не считали бесчувственной. Жить театром, делая вид, что есть и личная жизнь. Мари стареет, как балерина, ищет выход внутри себя и не находит. Сущая ерунда, короткий эпизод десятилетней давности. Хенрик запер и унёс с собою ключ от её души? (Моя пафосная трактовка).

Бергман просто сляпал очередной фильм с любимой актрисой, о любимом театре за летний сезон. Подать не стыдно - сожрут не жалко. Какой же он душка.

3 комментария:

  1. ранний Бергман. Я не видел ничего раньше "Лета с Моникой". Там тоже первая любовь. В другом варианте.
    Вообще это такой удивительный процесс когда человек работает в стране где нет ограничений и как-то так между делом снимает революцию :)

    ОтветитьУдалить
  2. а черно-белая игра со светом это французское кино 20-х.
    Их технологии потом применялись и в "земляничное поляне", и в "8 1/2", и в "Ивановом детстве"

    ОтветитьУдалить
  3. отсюда и название французский имперессионизм. Там его по английски называют. А сами французы говорят просто аван-гард

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.