четверг, 17 октября 2019 г.

"Дом и хозяин" (1967)

Кинопоиск


Действие картины «Дом и хозяин» начинается в 1947 году и длится около десяти лет. В самом начале в родную деревню с войны (как я понял, из плена) возвращается Егор Байнев – мужик с характером, который иногда, в крайних его проявлениях, называют говнистым (не за столом будет прочитано). Послевоенная деревня без мужских рук, без техники, разрушенная и разбитая во всех смыслах. И нищета – ни дом построить, ни корову купить. И появляется в голове у Егора мысль уйти из колхоза на вольные хлеба, за длинным рублём, как тогда говорили. Надо ведь детей поднимать, хозяйство обустраивать.


Только вот время шло, а Егор так и мотался по стране, ограничивая связь с семьёй денежными переводами. Потому что, если хорошо искать, то можно найти места, где рубль становится всё длиннее и длиннее. В общем, накрыла Егора страсть к деньгам, замутила голову, поцарапала душу.


Надо сказать, что даже эта обычная для советского искусства тема реализована в фильме своеобразно и без перехлёста в критическую сторону. Я бы даже сказал, что уклон скорее в психологию – показана реакция человека на внешние условия. Это не означает, что главная мысль картины такова: вот, гады, до чего довели хорошего человека. Такую мысль, конечно, можно вывести на первый план при наличии желания, но это будет слишком убого. Надо всё рассматривать в целом, в единстве и борьбе противоположностей. Борьбы индивидуального и общего, Егора и государства, и, как это ни странно, Егора и его семьи. Странным может показаться потому, что именно забота о семье выбросила Егора из родной среды, но эта забота стала для него стволом, на котором выросли уродливые ветки.


Режиссёр Будимир Метальников, поставивший ещё и «Молчание доктора Ивенса», более известен как сценарист очень неплохих картин – «Алёшкина любовь», «Простая история», «Женщины» и так далее. «Простую историю» с Ноной Мордюковой и Михаилом Ульяновым («хороший ты мужик, но не орёл»), наверное, помнят многие. Вот такое же погружение с сельскую жизнь и в этом фильме. Погружение со знанием дела, с тонкостями и особенностями именно того времени, а не набор картинок о деревне вообще. Получилась многоплановое, интересное кино, которое и познавательно, и имеет художественную ценность. И очень странно, что я впервые услышал о нём только в этом году.

1 комментарий:

  1. Я вчера посмотрел только отрывки, но даже по ним было понятно, что именно советская власть выдавила Егора из деревни на поиски заработка. Сцена с оплатой трудодней говорит об этом прямым текстом. И рассуждения Егора на рыболовецком судне о том, как должно быть организовано сельское хозяйство, тоже звучат как критика существующих порядков.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.