Оригинал взят у Максим Антоненко в Фильм Сюзанны Бир "Месть"
Кинопоиск
Спонтанным, нисколько не запланированным продолжением размышлений о добрых семенах и злых сорняках стал для меня фильм датской еврейки Сюзанны Бир (Susanne Bier) "Месть". Картина оскароносная - в 2011 году фильм стал победителем в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".
"Месть" - возможно, не самое подходящее название для этой драмы, в которой исследуется тема борьбы со злом, поиска путей противостояния ему и его преодоления. Собственно, жаждой мести в фильме одержим только один персонаж - мальчишка по имени Кристиан, мать которого умерла от рака; проявляя агрессию по отношению к мелким злодеям, которые лично ему никакого зла не причинили, он мстит не людям, а злу как таковому, которое проявляет себя самым разным образом - в смертельной болезни, в несправедливости, в хамстве.
Образ Кристиана поначалу может даже показаться привлекательным: он выступает защитником слабых и борцом за гуманность. Вот только корень его гуманистической активности - озлобленность на мир, в котором жизнь попирается смертью, а любовь - ненавистью. Кристиан из тех, кто убеждён, что "добро должно быть с кулаками". В конечном итоге его позиция обнаруживает свою трагическую несостоятельность - желая вступиться за отца своего друга, он совершает теракт, жертвой которого становится этот самый друг.
Друга зовут Элиас. В школе его обзывают "шведской крысой", его родители на грани развода. Но несмотря на все скорби, Элиас сохраняет в своём сердце мир и дружелюбие. Его отец - такой же: будучи научен горьким опытом, он не отвечает злом на зло, потому что знает - "если тебя ударил какой-то придурок, а ты ударил его в ответ, то ты тоже становишься придурком". С точки зрения Кристиана они - слабые люди, которые не могут постоять за себя. Но в финале картины становится понятно, кто на самом деле сильный и слабый, и в чём заключаются эти самые сила и слабость. Ни Элиас, ни его отец Антон не позволяют себе разозлиться и заразиться духом агрессии. Они претерпевают страдания, но сохраняют внутреннюю свободу от зла, одерживая над ним победу.
В этом фильме режиссёр очень аккуратно, без патетики и морализаторства, подаёт зрителю интеллектуальный и духовный импульс к размышлению над самыми важными этическими вопросами - не только о добре и зле, но и о прощении и мести, красоте и уродстве, кротости и гневе, любви и ненависти. Сегодня редко можно увидеть фильм, который не просто рассказывает историю о добре и зле, но побуждает зрителя к нравственному выбору, к преодолению себя. "Я хочу тебя простить, но не могу" - эти слова жены Антона вводят нас в пространство внутренней борьбы, которая совершается в глубине каждого из нас. Фильм Сюзанны Бир - кинематографическая драма, убедительно раскрывающая внутреннюю логику и жизненный смысл Христовой заповеди: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5. 44).
Кинопоиск
Спонтанным, нисколько не запланированным продолжением размышлений о добрых семенах и злых сорняках стал для меня фильм датской еврейки Сюзанны Бир (Susanne Bier) "Месть". Картина оскароносная - в 2011 году фильм стал победителем в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".
"Месть" - возможно, не самое подходящее название для этой драмы, в которой исследуется тема борьбы со злом, поиска путей противостояния ему и его преодоления. Собственно, жаждой мести в фильме одержим только один персонаж - мальчишка по имени Кристиан, мать которого умерла от рака; проявляя агрессию по отношению к мелким злодеям, которые лично ему никакого зла не причинили, он мстит не людям, а злу как таковому, которое проявляет себя самым разным образом - в смертельной болезни, в несправедливости, в хамстве.
Образ Кристиана поначалу может даже показаться привлекательным: он выступает защитником слабых и борцом за гуманность. Вот только корень его гуманистической активности - озлобленность на мир, в котором жизнь попирается смертью, а любовь - ненавистью. Кристиан из тех, кто убеждён, что "добро должно быть с кулаками". В конечном итоге его позиция обнаруживает свою трагическую несостоятельность - желая вступиться за отца своего друга, он совершает теракт, жертвой которого становится этот самый друг.
Друга зовут Элиас. В школе его обзывают "шведской крысой", его родители на грани развода. Но несмотря на все скорби, Элиас сохраняет в своём сердце мир и дружелюбие. Его отец - такой же: будучи научен горьким опытом, он не отвечает злом на зло, потому что знает - "если тебя ударил какой-то придурок, а ты ударил его в ответ, то ты тоже становишься придурком". С точки зрения Кристиана они - слабые люди, которые не могут постоять за себя. Но в финале картины становится понятно, кто на самом деле сильный и слабый, и в чём заключаются эти самые сила и слабость. Ни Элиас, ни его отец Антон не позволяют себе разозлиться и заразиться духом агрессии. Они претерпевают страдания, но сохраняют внутреннюю свободу от зла, одерживая над ним победу.
В этом фильме режиссёр очень аккуратно, без патетики и морализаторства, подаёт зрителю интеллектуальный и духовный импульс к размышлению над самыми важными этическими вопросами - не только о добре и зле, но и о прощении и мести, красоте и уродстве, кротости и гневе, любви и ненависти. Сегодня редко можно увидеть фильм, который не просто рассказывает историю о добре и зле, но побуждает зрителя к нравственному выбору, к преодолению себя. "Я хочу тебя простить, но не могу" - эти слова жены Антона вводят нас в пространство внутренней борьбы, которая совершается в глубине каждого из нас. Фильм Сюзанны Бир - кинематографическая драма, убедительно раскрывающая внутреннюю логику и жизненный смысл Христовой заповеди: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5. 44).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.