Оригинал взят у kino_sssr в Личная жизнь Кузяева Валентина (1967)
Кинопоиск
Фильм «Личная жизнь Кузяева Валентина» является режиссёрским дебютом сразу двух мастеров отечественного кино – Ильи Авербаха («Монолог», «Чужие письма» и т.д.) и Игоря Масленникова, подарившего миру незабываемого Шерлока Холмса. В главной роли – Виктор Ильичёв (и это его первая большая роль).
Почему-то данная картина мне очень-очень напомнила шахназаровского «Курьера», а заглавный герой, соответственно, Ивана-курьера. И дело вовсе не в молодости обоих героев…
Шёл себе Валентин по улице и поравнялся со съемочной группой ленинградского телевидения. Журналисты подходили к молодым людям и задавали вопросы, в том числе, их крайне интересовало – ведёт ли кто-нибудь дневник. Остановили и Валентина, а он взял да соврал – да, мол, веду. Телевизионщики чрезвычайно обрадовались, выдали ему большую анкету и пригласили в студию на съемки новой молодежной программы. Поначалу герою не очень-то хотелось светиться на экране, но сомнение сменилось решимостью – и стал Валентин анкету заполнять, да дневник писать, а то неудобно же будет, когда спросят.
Фильм состоит из трёх новелл, две из которых – «экранизации» записей Валентина. Первую («Незнакомка») снял Игорь Масленников. В ней рассказывается о знакомстве героя с девушкой. Вторая история, «Папаня», снятая Авербахом, – про встречу Валентина с отцом, давно расставшимся с семьей, настолько давно, что ни отец не узнал сына, ни сын отца. Третья (тоже Авербах) – уже не дневник, а реальность: как герой пришел на телевидение, и что из этого вышло.
Новеллы простенькие, очень в духе времени: много пауз, многозначительность, реалистичность – когда создается впечатление, что не фильм снимается, а просто зритель каким-то волшебным образом видит, что происходит в жизни других людей. Подход интересный, но качество результата зависит и от общего сюжета картины, и от мастерства режиссера.
Из сказанного следует, что я не в восторге от данного режиссерского хода в этом фильме. Но я помню, что это – дебют, а потому не слишком критичен. На мой взгляд, хуже, чем переоцененный на всю катушку «Жил певчий дрозд», не бывает. Ну, в смысле, я не видел – так-то наверняка есть и хуже.
Тем не менее, такая авторская отстраненность дала и положительный результат – герой не воспринимается актёром, играющим роль; границы роли расширяются, и мы видим уже не одного подростка, а срез молодежной среды того времени. Причем, срез в динамике и во взаимодействии – здесь также показаны и совсем простые ребята, и юные карьеристы, которые слишком хорошо знают, чего хотят.
Да, на телевидении вторые предпочтительнее – ведь они отвечают правильно, по-книжному, на них предлагают равняться, а Валентин… ни рыба, ни мясо. Недаром редактор программы сомневается – а вдруг этот парень скажет что-нибудь не то, ведь передача пойдет в прямом эфире, отредактировать или вырезать нельзя.
Вот в этом созвучие с курьером Иваном – оба героя скованы и, пытаясь преодолеть застенчивость, «ляпают» что-то не то… ведут себя не так… Не в смысле – не так, как правильно в обществе, нет… не так, как им бы хотелось. Думаю, у каждого, особенно, в юности, были подобные моменты – когда ты потом сто раз прокручиваешь в голове какой-то момент, коря себя, что сморозил глупость или поступил по-идиотски. И хотя в кадре нет рефлексии, но она ощущается остро и выпукло.
Отдельно отмечу великолепную операторскую работу – всё очень стильно, да и просто радуют глаз ленинградские зарисовки. Любителей ретро-музыки наверняка порадует выступление «Поющих гитар» (во время съемок программы, в финале) с Марией Пахоменко в качестве солистки. Если бы я не знал, что это Пахоменко – ни за что бы не догадался, такая она юная и совсем в другой стилистике.
Кинопоиск
Фильм «Личная жизнь Кузяева Валентина» является режиссёрским дебютом сразу двух мастеров отечественного кино – Ильи Авербаха («Монолог», «Чужие письма» и т.д.) и Игоря Масленникова, подарившего миру незабываемого Шерлока Холмса. В главной роли – Виктор Ильичёв (и это его первая большая роль).
Почему-то данная картина мне очень-очень напомнила шахназаровского «Курьера», а заглавный герой, соответственно, Ивана-курьера. И дело вовсе не в молодости обоих героев…
Шёл себе Валентин по улице и поравнялся со съемочной группой ленинградского телевидения. Журналисты подходили к молодым людям и задавали вопросы, в том числе, их крайне интересовало – ведёт ли кто-нибудь дневник. Остановили и Валентина, а он взял да соврал – да, мол, веду. Телевизионщики чрезвычайно обрадовались, выдали ему большую анкету и пригласили в студию на съемки новой молодежной программы. Поначалу герою не очень-то хотелось светиться на экране, но сомнение сменилось решимостью – и стал Валентин анкету заполнять, да дневник писать, а то неудобно же будет, когда спросят.
Фильм состоит из трёх новелл, две из которых – «экранизации» записей Валентина. Первую («Незнакомка») снял Игорь Масленников. В ней рассказывается о знакомстве героя с девушкой. Вторая история, «Папаня», снятая Авербахом, – про встречу Валентина с отцом, давно расставшимся с семьей, настолько давно, что ни отец не узнал сына, ни сын отца. Третья (тоже Авербах) – уже не дневник, а реальность: как герой пришел на телевидение, и что из этого вышло.
Новеллы простенькие, очень в духе времени: много пауз, многозначительность, реалистичность – когда создается впечатление, что не фильм снимается, а просто зритель каким-то волшебным образом видит, что происходит в жизни других людей. Подход интересный, но качество результата зависит и от общего сюжета картины, и от мастерства режиссера.
Из сказанного следует, что я не в восторге от данного режиссерского хода в этом фильме. Но я помню, что это – дебют, а потому не слишком критичен. На мой взгляд, хуже, чем переоцененный на всю катушку «Жил певчий дрозд», не бывает. Ну, в смысле, я не видел – так-то наверняка есть и хуже.
Тем не менее, такая авторская отстраненность дала и положительный результат – герой не воспринимается актёром, играющим роль; границы роли расширяются, и мы видим уже не одного подростка, а срез молодежной среды того времени. Причем, срез в динамике и во взаимодействии – здесь также показаны и совсем простые ребята, и юные карьеристы, которые слишком хорошо знают, чего хотят.
Да, на телевидении вторые предпочтительнее – ведь они отвечают правильно, по-книжному, на них предлагают равняться, а Валентин… ни рыба, ни мясо. Недаром редактор программы сомневается – а вдруг этот парень скажет что-нибудь не то, ведь передача пойдет в прямом эфире, отредактировать или вырезать нельзя.
Вот в этом созвучие с курьером Иваном – оба героя скованы и, пытаясь преодолеть застенчивость, «ляпают» что-то не то… ведут себя не так… Не в смысле – не так, как правильно в обществе, нет… не так, как им бы хотелось. Думаю, у каждого, особенно, в юности, были подобные моменты – когда ты потом сто раз прокручиваешь в голове какой-то момент, коря себя, что сморозил глупость или поступил по-идиотски. И хотя в кадре нет рефлексии, но она ощущается остро и выпукло.
Отдельно отмечу великолепную операторскую работу – всё очень стильно, да и просто радуют глаз ленинградские зарисовки. Любителей ретро-музыки наверняка порадует выступление «Поющих гитар» (во время съемок программы, в финале) с Марией Пахоменко в качестве солистки. Если бы я не знал, что это Пахоменко – ни за что бы не догадался, такая она юная и совсем в другой стилистике.
Автор забыл упомянуть, что автор сценария - Наталья Рязанцева, первая жена Шпаликова и жена Авербаха, автор сценария "Крыльев" Шепитько и "Долгих проводов" Муратовой.
ОтветитьУдалитьЯ видела этот фильм - он показался мне симпатичным, но не более того. На "Курьер", насколько я помню, он совсем не похож - там нет никакой сатиры или социальной критики.
ОтветитьУдалитьЯ вчера посмотрел его первый раз. Это один из тех фильмов, которые мне удалось для себя открыть, читая рецензии сообщников. Год назад это был "Секундомер" Осадзе и "Сентябрь" Иоселиани. В фильме есть социальная критика - главного героя не пускают на телестудию, потому что он не вписался в формат, общий стандарт. Да и автор рецензии об этом пишет.
УдалитьТолько сейчас заметил, что автор marinaeratova, в рецензии которой я впервые узнал об этом фильме, присоединилась к нашему сообществу.
ОтветитьУдалить