воскресенье, 20 октября 2019 г.

"Личная жизнь Кузяева Валентина" (1967)

Оригинал взят у kino_sssr в Личная жизнь Кузяева Валентина (1967)

Кинопоиск

Фильм «Личная жизнь Кузяева Валентина» является режиссёрским дебютом сразу двух мастеров отечественного кино – Ильи Авербаха («Монолог», «Чужие письма» и т.д.) и Игоря Масленникова, подарившего миру незабываемого Шерлока Холмса. В главной роли – Виктор Ильичёв (и это его первая большая роль).

Почему-то данная картина мне очень-очень напомнила шахназаровского «Курьера», а заглавный герой, соответственно, Ивана-курьера. И дело вовсе не в молодости обоих героев…

Шёл себе Валентин по улице и поравнялся со съемочной группой ленинградского телевидения. Журналисты подходили к молодым людям и задавали вопросы, в том числе, их крайне интересовало – ведёт ли кто-нибудь дневник. Остановили и Валентина, а он взял да соврал – да, мол, веду. Телевизионщики чрезвычайно обрадовались, выдали ему большую анкету и пригласили в студию на съемки новой молодежной программы. Поначалу герою не очень-то хотелось светиться на экране, но сомнение сменилось решимостью – и стал Валентин анкету заполнять, да дневник писать, а то неудобно же будет, когда спросят.

Фильм состоит из трёх новелл, две из которых – «экранизации» записей Валентина. Первую («Незнакомка») снял Игорь Масленников. В ней рассказывается о знакомстве героя с девушкой. Вторая история, «Папаня», снятая Авербахом, – про встречу Валентина с отцом, давно расставшимся с семьей, настолько давно, что ни отец не узнал сына, ни сын отца. Третья (тоже Авербах) – уже не дневник, а реальность: как герой пришел на телевидение, и что из этого вышло.

Новеллы простенькие, очень в духе времени: много пауз, многозначительность, реалистичность – когда создается впечатление, что не фильм снимается, а просто зритель каким-то волшебным образом видит, что происходит в жизни других людей. Подход интересный, но качество результата зависит и от общего сюжета картины, и от мастерства режиссера.

Из сказанного следует, что я не в восторге от данного режиссерского хода в этом фильме. Но я помню, что это – дебют, а потому не слишком критичен. На мой взгляд, хуже, чем переоцененный на всю катушку «Жил певчий дрозд», не бывает. Ну, в смысле, я не видел – так-то наверняка есть и хуже.

Тем не менее, такая авторская отстраненность дала и положительный результат – герой не воспринимается актёром, играющим роль; границы роли расширяются, и мы видим уже не одного подростка, а срез молодежной среды того времени. Причем, срез в динамике и во взаимодействии – здесь также показаны и совсем простые ребята, и юные карьеристы, которые слишком хорошо знают, чего хотят.

Да, на телевидении вторые предпочтительнее – ведь они отвечают правильно, по-книжному, на них предлагают равняться, а Валентин… ни рыба, ни мясо. Недаром редактор программы сомневается – а вдруг этот парень скажет что-нибудь не то, ведь передача пойдет в прямом эфире, отредактировать или вырезать нельзя.

Вот в этом созвучие с курьером Иваном – оба героя скованы и, пытаясь преодолеть застенчивость, «ляпают» что-то не то… ведут себя не так… Не в смысле – не так, как правильно в обществе, нет… не так, как им бы хотелось. Думаю, у каждого, особенно, в юности, были подобные моменты – когда ты потом сто раз прокручиваешь в голове какой-то момент, коря себя, что сморозил глупость или поступил по-идиотски. И хотя в кадре нет рефлексии, но она ощущается остро и выпукло.

Отдельно отмечу великолепную операторскую работу – всё очень стильно, да и просто радуют глаз ленинградские зарисовки. Любителей ретро-музыки наверняка порадует выступление «Поющих гитар» (во время съемок программы, в финале) с Марией Пахоменко в качестве солистки. Если бы я не знал, что это Пахоменко – ни за что бы не догадался, такая она юная и совсем в другой стилистике.

4 комментария:

  1. Автор забыл упомянуть, что автор сценария - Наталья Рязанцева, первая жена Шпаликова и жена Авербаха, автор сценария "Крыльев" Шепитько и "Долгих проводов" Муратовой.

    ОтветитьУдалить
  2. Я видела этот фильм - он показался мне симпатичным, но не более того. На "Курьер", насколько я помню, он совсем не похож - там нет никакой сатиры или социальной критики.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я вчера посмотрел его первый раз. Это один из тех фильмов, которые мне удалось для себя открыть, читая рецензии сообщников. Год назад это был "Секундомер" Осадзе и "Сентябрь" Иоселиани. В фильме есть социальная критика - главного героя не пускают на телестудию, потому что он не вписался в формат, общий стандарт. Да и автор рецензии об этом пишет.

      Удалить
  3. Только сейчас заметил, что автор marinaeratova, в рецензии которой я впервые узнал об этом фильме, присоединилась к нашему сообществу.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.