Оригинал взят у holodnaya_vera в Киношное за 2018 - 12 (декабрь)
КинопоискПрекрасное кино, забытое, наверное, не одобренное в 1965м, когда уже началась брежневская эпоха, и про культ личности и репрессии предпочли забыть. Конечно, вырезали совсем неудобные моменты нашей истории.
Фильм представляет собой несколько эпизодов из жизни семерых друзей с 1934 года по 1960ый.
Три школьных друга - Юра, Володя и Гриша - из небольшого приморского городка влюблены в одну девушку Татьяну. Татьяна, как и ее младшая сестра Надя, влюблена в Юрия, видного и очень себе на уме молодого человека. Появляется еще одна девушка Люда, дочь большого московского партийца.
Юра довольно быстро соображает, за какой девушкой ему выгоднее ухаживать.
Очень точно, по-моему, переданы во всех эпизодах приметы времени, не широко, одним-двумя штрихами, одной фразой кого-то из героев.
Итак, лето 1934 го, жить уже легче и, кажется, веселее. На провинциальном пляже ( а это Феодосия) простой народ отдыхает: готовит еду на примусе, слушает патефон, нянчит детей, переодевается в раздевалке , сделанной из простыни. Но можно сфотографироваться на фоне симпатичного задника - и ты вроде бы уже в "Гаграх".
1937 год, Москва, шахта строящегося метро, дом с видом на Кремль, видимо, тот самый "на набережной". Тут живет Люда с папой, сюда приезжает Юра. Потом папин арест, Юрино равнодушие и предательство. Приезжает Надя, остается у Юры. Володя же проводит с Людой всю тяжелую ночь папиного ареста.
1 мая 1941 года, приморский город, транспаранты, марши: "Броня крепка и танки наши быстры..." Татьяна ждет весточку от Юры, но ее ждет только верный поклонник Гриша. Они остались в этом городке: Таня - учительница, Гриша - врач.
Дальше была война, но из июня 41го, Москвы, сборов на фронт и налетов немецкой авиации, решительной регистрации в ЗАГСе Володи и Люды, авторы нас быстро переносят в май 45го, когда над Веной льется вальс: "Это было недавно, это было давно."
Играет и поет герой Олега Анофриева, седьмой товарищ - Лялин как и Юра сотрудник НКВД, но честный, открытый и искренний. Он не дает ход кляузе командира Володи, что тот не выполнил приказ - зато спас дом Моцарта. Это только кажется, что после Победы будет другая жизнь, ничего не меняется.
1949. Пирующая в ресторанах Москва, колхозники поют славу советской власти со сцены Большого театра. "Здорово поют".
Нищая и голодная русская деревня, вся она в строчках этой песни:
А по утрам гоняем мы скотину
Цветет в полях душистая трава.
А под окном кудрявую рябину
Отец срубил по пьянке на дрова.
В песне еще и лагерную тематику запикали.
И так далее, проходят годы, меняется воздух в стране, но как писал Довлатов: "И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов?"
От этого вопроса финальные 20 минут картины кажутся еще более тягостными: в доме учительницы Тани и врача Гриши собираются на юбилей вполне довольные жизнью родственники (сестра Надя с мужем, тем самым командиром Володи) и друг Юра. И должен приехать Володя с сыном Лялина, который побывал в лагерях по доносу Юры, Нади и ее мужа.
В 1965м никому ничего не надо было объяснять, сегодня, наверное, уже надо.
Я когда-то даже разместил на Ютюбе отрывок из этого фильма.
ОтветитьУдалить