Оригинал взят у Елена Луканкина в Байопик «Ван Гог. На пороге вечности»: что творилось в голове гения
КинопоискМедитативный фильм «Ван Гог. На пороге вечности» сложно поставить в ряд с байопиками. Так ярко, пронзительно, впечатляюще и живо ещё не выглядела ни одна кинолента о жизни и смерти выдающегося художника Винсента Ван Гога. Безусловно, это ярко выраженная авторская картина американского режиссёра Джулиана Шнабеля, по совместительству искусствоведа, – что многое объясняет.
Сверхзадача фильма – наглядно показать, как создаются шедевры, и что чувствовал величайший живописец 19-го века – выполнена на высочайшем уровне. Потому и камера становится глазами художника, она находится в постоянном движении, трясётся и дёргается. Насладиться красотой природы и полотнами гения можно лишь изредка, когда возвращается фокус и камера замирает. Противники «живой камеры» или съёмки с рук, наверное, будут разочарованы фильмом – и зря. Этот приём здесь полностью оправдан, и он дорогого стоит.
Как впрочем, акценты на деталях и символы, разбросанные в фильме, как мерцающие звёзды на небе. Сцена с ботинками, что стали «вечными» на полотне Ван Гога, – один из таких маячков. Это символ того, что бытовая неустроенность – слишком обыденно и скучно для гения, которому хочется в недосягаемую высь, в вечность…
Так запредельно чувственно не выглядит, пожалуй, ни один претендент на премию «Оскар» 2019 года. Это фильм – настроение, погружение, эмоция, если хотите, проводник в голову гения.
Отдельно стоит сказать о потрясающей цветокоррекции фильма. Насыщенно жёлтый цвет, играющий на контрасте с синим, – эта фирменная вангоговская палитра переносит зрителя туда, где яркое солнце, вечнозелёные кипарисы, пшеничные поля, оливы южной Франции. Словно рядом с тобой идёт по лесу, карабкается в гору, чтобы найти наилучшую точку для работы, спешит за ускользающей красотой сам Ван Гог.
«Природу надо высвободить», – говорит он другу Гогену, объясняя своё служение красоте – красоте, которая для него Бог. Актёр Уиллем Дефо блестяще справился с непосильной задачей – сыграть одинокого, страдающего, жаждущего дружбы и одержимого творчеством гения.
В фильме нет целостности повествования, в основе сюжета – обрывочные воспоминания последних лет жизни и творчества великого художника-новатора. Как будто режиссёр сам выступает здесь художником – он не рассказывает, а рисует нам эту историю. Так, как бы это сделал сам Ван Гог, которого Шнабель буквально сравнивает с Иисусом, – нетерпеливо, густыми драматичными мазками, рельефно, колоритно.
«Мне надо быть в нервном возбуждении, чтобы творить», – говорит Ван Гог, и мы видим, как он горит и как угасает его жизнь. Видим в глазах Дефо – как в глазах великого голландского художника, остановилась та самая вечность, которая стала для гения убежищем от злого и несправедливого мира.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.