Кинопоиск
Теперь мне наш любимый фильм с зеленоглазой Гузеевой кажется наивной советской сказкой.
Смотрите — Лариса сидит с Карандышевым в саду, страдает. А в это самое время, предприимчивая маман уже позаботилась о своем будущем. Она цинично обеспечивает себе безбедную жизнь не отходя от кассы. Старый купец замечает, что молодые долго не проживут вместе, Лариса скорее всего вернется к матери. Кто же тогда о них позаботится? Ну очевидно же кто!
И если во втором фильме Алиса Бруновна - Харита Игнатьевна допускает интеллигентную недальновидную оплошность, приняв Паратова в доме, то эта мадам все рассчитала. Что она делает? Ускоряет разлуку Ларисы с законным мужем — купец-то и передумать может. Ах, Харита Игнатьевна! Ах, старая перечница!
Она выклянчивает у купца безделушку для Ларисы. А в награду старому развратнику заставляет дочку танцевать. Тут еще кое-что интересное: Вася Вожеватов дает Ларисе непристойные книжечки, развращает.
Да... удивительно, правда? Ничего подобного мы и представить себе не могли в позднем фильме, где все такое внезапное, все на эмоциях, на движении души.
Один комментарий о Харите Игнатьевне заставил меня задуматься: «вчерашняя деревенщина без малейших понятий о морали». Очень долго я думала над этими словами. А вот в самом деле, что может быть не так с происхождением старушки Хариты?
Мы на автомате считаем крестьянскую низовой. Но так ли это? Конечно, крестьянин крестьянину рознь, но мы сейчас говорим о крестьянах высокого образца. Как жили эти люди? Они чистоплотны, организованы, уважительно относятся к Жизни и Смерти. Да, их все меньше и меньше. Многие переехали в города. Это те самые, о которых потомственные горожане вздыхали, что вот, они легко всего добиваются, понаехали. Они раздражают своей расчетливостью, приземленностью. Горожане сперва вздыхают, мол, зато они не отличат Бабеля от Бебеля! И понимают, что если НАДО, то прекрасно начнет отличать. Но крестьянин приземлен — и это «надо» возникает не так часто.
Крестьянин — бывший или нет — поддерживает родственные связи, выстраивает свой быт, рассчитывает доходы. Может ли Харита Игнатьевна быть бывшей крестьянкой? Конечно же, может. Но ровно с той же вероятностью, как и дворянкой, купчихой - кем угодно. То есть, она может быть ПОТОМКОМ кого угодно. Сама же по поведению — внеклассовое существо. Вне кастовое. Она вне общества на самом деле. И компания, которая у нее гостит прекрасно это знает.
Если коротко — она ведет себя как постаревшая проститутка. Прям ретро-автор книжек про стерв — помните, да? Она знает как выманить брошечку, она в курсе. что девичий танец — эротичен в глазах мужчины и заставляет Ларису танцевать. Она в курсе, как это все работает. Приличная дама могла всю жизнь считать, что танец — это просто танец. А эта знает.
Дамы полусвета в патриархальном — да и в
современном обществе — жили как бы немного за гранью. Но это тема отдельного разговора. Вернемся в Харите и ее происхождению. Скорее всего она не прям дворянка-дворянка, а чья-то внебрачная дочь. Например, мать прислуга, отец хозяин. Манерам обучили, а приданного не дали, крутилась, как могла. Возможно, она чистая дворянка из обедневшей семьи. Возможно, сирота, воспитанная из милости, а потом вынужденная решать свои проблемы сама. По крайней мере, для женщины, выросшей в благополучной семье она слишком в курсе профессиональных приемчиков. Это в наши дни можно при желании обо всем на свете прочитать и даже на ютубе посмотреть. А в те времена манера поведения дам полусвета была, как правило, неведома обычным женщинам, и обнаружить такие познания было крайне неприлично.
Она привыкла к быстрым большим деньгам. Именно поэтому ходит по головам, в том числе и собственной дочери. Чувства пройдут, а содержание купца останется.
Вернемся к крестьянам. Конечно, Шескпиров они не читали. Но культурными людьми, безусловно были. Просто их культура — аграрная, уходит и уходит в прошлое, прямо на наших глазах. Культура — это система отношения к вопросам жизни и смерти. А Харита Игнатьевна — тетка за гранью культуры. Потому что никакой системы отношения к жизни и смерти у нее нет: дочь это не жизнь, которую она породила, а источник дохода. Деньги надо урвать быстро, пока есть возможность. Что делать завтра, когда поблекнет красота? Ведь не наследство же ей отпишет купец. И не женится никогда. А плевать — Хариты к тому времени уже не будет в живых. Она — тот самый сброд, человек, изгнанный из общества, но умеющий подражать ему. Не на вокзале побирается, живет внешне как все. А на самом деле ни в один приличный дом ее бы не пригласили. Ведь не случайно Ларисе Вася показывает непристойные картинки — он считает, что у девушки в жизни только один путь.
Конечно, речь идет о Харите из фильма 1936 года — в «Жестоком романсе» мы видим советскую интеллигентку, которая просто странная. Не понятно, почему она впускает в дом Паратова, не понятно, почему отпускает с ним Ларису. Советские люди вообще жили так, как будто они - ангелы и живут в мире без секса, страсти и смерти.
Теперь мне наш любимый фильм с зеленоглазой Гузеевой кажется наивной советской сказкой.
Смотрите — Лариса сидит с Карандышевым в саду, страдает. А в это самое время, предприимчивая маман уже позаботилась о своем будущем. Она цинично обеспечивает себе безбедную жизнь не отходя от кассы. Старый купец замечает, что молодые долго не проживут вместе, Лариса скорее всего вернется к матери. Кто же тогда о них позаботится? Ну очевидно же кто!
И если во втором фильме Алиса Бруновна - Харита Игнатьевна допускает интеллигентную недальновидную оплошность, приняв Паратова в доме, то эта мадам все рассчитала. Что она делает? Ускоряет разлуку Ларисы с законным мужем — купец-то и передумать может. Ах, Харита Игнатьевна! Ах, старая перечница!
Она выклянчивает у купца безделушку для Ларисы. А в награду старому развратнику заставляет дочку танцевать. Тут еще кое-что интересное: Вася Вожеватов дает Ларисе непристойные книжечки, развращает.
Да... удивительно, правда? Ничего подобного мы и представить себе не могли в позднем фильме, где все такое внезапное, все на эмоциях, на движении души.
Один комментарий о Харите Игнатьевне заставил меня задуматься: «вчерашняя деревенщина без малейших понятий о морали». Очень долго я думала над этими словами. А вот в самом деле, что может быть не так с происхождением старушки Хариты?
Мы на автомате считаем крестьянскую низовой. Но так ли это? Конечно, крестьянин крестьянину рознь, но мы сейчас говорим о крестьянах высокого образца. Как жили эти люди? Они чистоплотны, организованы, уважительно относятся к Жизни и Смерти. Да, их все меньше и меньше. Многие переехали в города. Это те самые, о которых потомственные горожане вздыхали, что вот, они легко всего добиваются, понаехали. Они раздражают своей расчетливостью, приземленностью. Горожане сперва вздыхают, мол, зато они не отличат Бабеля от Бебеля! И понимают, что если НАДО, то прекрасно начнет отличать. Но крестьянин приземлен — и это «надо» возникает не так часто.
Крестьянин — бывший или нет — поддерживает родственные связи, выстраивает свой быт, рассчитывает доходы. Может ли Харита Игнатьевна быть бывшей крестьянкой? Конечно же, может. Но ровно с той же вероятностью, как и дворянкой, купчихой - кем угодно. То есть, она может быть ПОТОМКОМ кого угодно. Сама же по поведению — внеклассовое существо. Вне кастовое. Она вне общества на самом деле. И компания, которая у нее гостит прекрасно это знает.
Если коротко — она ведет себя как постаревшая проститутка. Прям ретро-автор книжек про стерв — помните, да? Она знает как выманить брошечку, она в курсе. что девичий танец — эротичен в глазах мужчины и заставляет Ларису танцевать. Она в курсе, как это все работает. Приличная дама могла всю жизнь считать, что танец — это просто танец. А эта знает.
Дамы полусвета в патриархальном — да и в
современном обществе — жили как бы немного за гранью. Но это тема отдельного разговора. Вернемся в Харите и ее происхождению. Скорее всего она не прям дворянка-дворянка, а чья-то внебрачная дочь. Например, мать прислуга, отец хозяин. Манерам обучили, а приданного не дали, крутилась, как могла. Возможно, она чистая дворянка из обедневшей семьи. Возможно, сирота, воспитанная из милости, а потом вынужденная решать свои проблемы сама. По крайней мере, для женщины, выросшей в благополучной семье она слишком в курсе профессиональных приемчиков. Это в наши дни можно при желании обо всем на свете прочитать и даже на ютубе посмотреть. А в те времена манера поведения дам полусвета была, как правило, неведома обычным женщинам, и обнаружить такие познания было крайне неприлично.
Она привыкла к быстрым большим деньгам. Именно поэтому ходит по головам, в том числе и собственной дочери. Чувства пройдут, а содержание купца останется.
Вернемся к крестьянам. Конечно, Шескпиров они не читали. Но культурными людьми, безусловно были. Просто их культура — аграрная, уходит и уходит в прошлое, прямо на наших глазах. Культура — это система отношения к вопросам жизни и смерти. А Харита Игнатьевна — тетка за гранью культуры. Потому что никакой системы отношения к жизни и смерти у нее нет: дочь это не жизнь, которую она породила, а источник дохода. Деньги надо урвать быстро, пока есть возможность. Что делать завтра, когда поблекнет красота? Ведь не наследство же ей отпишет купец. И не женится никогда. А плевать — Хариты к тому времени уже не будет в живых. Она — тот самый сброд, человек, изгнанный из общества, но умеющий подражать ему. Не на вокзале побирается, живет внешне как все. А на самом деле ни в один приличный дом ее бы не пригласили. Ведь не случайно Ларисе Вася показывает непристойные картинки — он считает, что у девушки в жизни только один путь.
Конечно, речь идет о Харите из фильма 1936 года — в «Жестоком романсе» мы видим советскую интеллигентку, которая просто странная. Не понятно, почему она впускает в дом Паратова, не понятно, почему отпускает с ним Ларису. Советские люди вообще жили так, как будто они - ангелы и живут в мире без секса, страсти и смерти.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.