вторник, 4 февраля 2020 г.

"Догмэн" (2018)

Оригинал взят у jacob_burns в Догмэн / Dogman (2018)
Кинопоиск


Тот нередкий случай, когда реклама не то, чтобы врет, но создает неверное представление о фильме. "Марчелло... умеет усмирить ласковым словом и питбуля, и местного громилу Симоне, который терроризирует всю округу... Преданный другом, Марчелло впервые в жизни решается объявить настоящую войну." Вроде бы все верно. Действительно, Марчелло - собачий парикмахер и догситтер (у него что-то вроде крохотной гостиницы для собак). Симоне - громила, наделенный огромной физической силой при полном отсутствии ума или совести. И да, округу терроризирует, тут лучше не скажешь.

Марчелло подрабатывает мелкой торговлей кокаином, поэтому наркоман Симоне навязывается Марчелло в друзья, и от дружбы этой отказаться не получается, потому что крохотный и "мягкотелый" (как о нем отозвался полицейский) Марчелло не способен дать никакого отпора грубой физической силе. К слову, никто в округе не может. Остается только расслабиться и постараться получить удовольствие. И на какой-то момент Марчелло и Симоне сближаются, Марчелло даже спасает громиле жизнь. Конечно же никакой благодарности от Симоне не следует, тот только крепче вцепляется в парня, используя его уже совсем вчерную, наизнос. И в какой-то момент износ достигает критической точки, начинается любимая тема многих хороших книг и фильмов - бунт маленького человека, доведенного до отчаяния.

Но никакой войны Марчелло не объявляет. Его бунт скорее напоминает нервный срыв, он пытается поставить Симоне на свое место, по человечески объяснить, каково жить в шкуре Марчелло, под беспрерывным давлением. И это огромная ошибка - искать в груде мышц с мозгами, сваренными в кокаине, что-то человеческое. С той стороны в ответ приходит только новая злоба, и конечно же никакого раскаяния, никакого ответного сопереживания, даже уважения, которое Марчелло заслужил хотя бы хитроумным планом, с помощью которого он заманивает Симоне в западню. Нет, только ярость зверя в капкане и злость на Марчелло, который попробовал восстать против его власти.

С самого начала бросается в глаза аналогия между злобным псом, которого Марчелло лаской и терпением успокаивает, и Симоне. И "план" по воспитанию громилы - та же дрессировка собак. Марчелло достигает очень значимых результатов, относясь к Симоне как бешенному псу. А попытка вновь говорить со зверем как с человеком чуть не стоит Марчелло жизни.

Очень четко показаны ценности Марчелло. Он любит собак (и спасает одну жертву жестокости Симоне и его подельника), свою дочку (и конечно же связь с Симоне приводит к потере доверия со стороны матери деовчки, с которой Марчелло в разводе), а также ему важно уважение окружающих, которое он тоже теряет. Победой над Симоне он пытается это уважение вернуть, и финальная сцена показывает, как одинок он на самом деле в этой битве. Нет никаких зрителей у его сражения, не будет оваций и прощения. Ничего сломанного не исправить, но тиран повержен, не больше и не меньше.

У меня эта история вызвала определенные политические ассоциации, уж не знаю, было ли это заложено авторами. То, что происходит между Симоне и Марчелло, напоминает отношения со властью. Иногда вслух озвучивается нечто человеческое, какие-то лозунги, какая-то показная забота, но на самом деле человек для власти - ресурс, который сохраняется и доится грубой силой.

Стоит ли это смотреть? Догмэн - нормальная европейская (фильм итальянский) фестивальная чернуха. Тема - бунт маленького человека - вполне достойная, но настроения этот фильм точно не улучшит. Я после анонса ожидал что-то наподобие "Повара..." Гринуэя. Ничего такого, все очень буднично и мрачно.




Марчелло – маленький смешной фокстерьер, добрый с родными и дружелюбный с товарищами в своей собачьей стае, где проще всем держаться вместе. Особенно, когда на их территории появляется опасный и агрессивный питбуль Симоне, в любой момент готовый порвать каждого, кто станет на пути его желаний. Марчелло приносит ему лакомую косточку, бежит следом по первому рыку, преданно заглядывает в глаза и услужливо виляет хвостом.

А теперь давайте на минуточку представим, что вместо собак люди. Что на самом деле так – ведь фильм Гарроне про собак лишь отчасти. Марчелло (Марчелло Фонте) – хозяин маленькой парикмахерской для собак под названием «Догмэн». У него есть дочка, которую он мечтает свозить на море, и товарищи-соседи – владельцы местечкового зала игровых автоматов, ломбарда, куда сбывают краденое, и других забегаловок. С ними Марчелло поддерживает хорошие отношения, после рабочего дня выпивает пива, а по выходным играет в футбол. Но нехитрую идиллию постоянно нарушает гопник Симоне (Эдоардо Пеше), бывший боксер и наркоман. Марчелло покупает Симоне кокаин, стоит на шухере, пока тот обделывает свои темные делишки, а потом и вовсе садится вместо него в тюрьму. А что еще ему остается, когда «правда» в этом мире на стороне сильного? Но вряд ли стоит недооценивать безотказного Марчелло - даже маленькая собачка способна сильно укусить, если ей наступят на больной мозоль.

«Догмэн» итальянца Маттео Гарроне - не о прекрасной солнечной Италии, а о ее обратной стороне – мрачных пригородах и затхлой провинции, где время будто остановилось. Лица, одежда, дома словно из черно-белого кино прошлого века – ото всего веет заброшенностью, бедностью и безысходкой. Здесь сложно даже представить, что где-то рядом существует древний, пропитанный историей Рим, зыбкая, наводненная туристами Венеция, или модный Милан с его бутиками и шоппинг-моллами. Здесь правят другие законы и главный из них – закон грубой силы.

Фильм фестивальный, получил две Пальмовых ветви: за лучшую мужскую роль, что вполне заслуженно – Марчелло Фонте невероятно аутентичен в роли своего тезки, и Премию Пальмовой собаки (несмотря на то, что отношу себя к поклонникам Каннского фестиваля, о такой услышала впервые). По-английски премия называется "Пальм дог" ("Пальмовая собака"), что звучит похоже на "Пальм дор" ("Пальмовая ветвь") - так ее впервые назвали американские журналисты. Собачий актерский состав «Догмэна» настолько убедителен, что порой кажется, что это они единственные здесь люди.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.