воскресенье, 16 апреля 2017 г.

"Москва-Кассиопея" (1973)

Оригинал взят у zina_korzina в Будет летать? Или нет?

Кинопоиск

Мы сделаем вас счастливыми!
 
...Когда мы в детстве смотрели дилогию «Москва – Кассиопея» и «Отроки во вселенной», мы не задумывались над важным вопросом: куда, в какое столетие вернутся герои повествования. Не получится ли так, что их вояж окажется не нужен грядущему поколению — их встретит обескураженное молчание или слабая попытка понять: зачем эти люди вообще летали? У Станислава Лема есть замечательный, возможно, даже лучший его роман – «Возвращение со звёзд». Космонавт Эл Брэгг прилетает домой, на родную Землю и видит диковинное общество, сформировавшееся за то время, пока он выполнял свою миссию.

Точнее, это для него, в условиях космоса, пронеслось всего десять лет. Земля же одолела более чем вековой путь. И что видит Брэгг? Социум без конфликтов, страстей и дерзаний. Без риска. Без крыльев. Зато имеется всё для максимального удобства человека, вплоть до «послушной» мебели, считывающей желания хозяина. И, разумеется, тут никто никуда не стремится, не рвётся – земляне давным-давно доказали, что полёты в космос бестолковы и дорогостоящи. «Не летают – и никогда уж не полетят. Ням-ням. Одно огромное ням-ням», - говорит один из бывших соратников Брэгга.

Отношения, представленные Лемом, – это как раз триумф потребления, торжество огромного «ням-ням». Кадавр из «Понедельника...» Стругацких не просто вырвался на свободу, но и сделался иконой стиля, а Виктор Пелевин в своём «Омоне Ра» дал убийственную характеристику: «Единственным пространством, где летали звездолёты коммунистического будущего <...> было сознание советского человека». Всё. Нету. И снова та же засада: куда и, главное, зачем вернулись герои рейса «Москва — Кассиопея»? В далёком 1973 году, когда снимали дилогию, этот вопрос не возникал — мы верили, что в 2000 году у нас будут планетолёты, базы на Луне и прочие «яблони на Марсе».

Это само собой разумелось. Казалось реальным. Почти лишённым фантастического флёра — ибо сказка становилась былью, а подростки, управляющие космическим кораблём, смотрелись вполне своевременно. Ещё чуть-чуть и... Но не сложилось — мы пошли иным путём. Наши подростки ловят покемонов и демонстрируют инфантильность... Мечтают о карьере с деньгами. С лёгкими деньгами — монетизировать свой канал на YouTube и спокойно спать до полудня. Нам же — ископаемым рептилиям – остаётся лишь писать мемуары о неслучившемся. Ностальгировать по будущему, от которого мы отказались.

7 комментариев:

  1. Такие полеты бессмысленны из чисто логических соображений. За сто лет могут быть изобретены технологии, которые позволят преодолевать те же расстояния за более короткое время. Не относительное, а абсолютное.

    ОтветитьУдалить
  2. Пытаюсь припомнить, казалось ли мне происходящее на экране "почти лишённым фантастического флёра" в то время, когда я смотрела этот фильм в первый раз - а я была примерно в возрасте его героев - и что-то не могу. Подозреваю, что меня это вообще мало занимало: самым интересным для меня были взаимоотношения членов экипажа :) Еще помню, что очень понравились смешные роботы из второй части :)

    Переживания же по поводу "общества потребления" кажутся мне несколько преувеличенными.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А мне кажется, что это не Ваше субъективное ощущение. Фильм действительно о взаимоотношении полов в подростковом возрасте. Космолет там исключительно для декорации. По крайней мере в первом фильме. Ну а герой Смоктуновского для меня так и остался необъясним. Непонятно, зачем он вообще был там нужен.

      Удалить
  3. а мне как демократу перестроечного призыва :) как раз главным в этом фильме казался бунт против Роботов-Верншителей к которым Зина КОрзина и относится.
    Точнее она думает что она робот-вершитель, а на самом деле робот-исполнитель.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А рецензия как раз про роботов-вершителей. Только по версии Зины Корзины, пока ребята боролись с роботами-вершителями в далеком космосе, те захватили Землю и сделали всех людей "счастливыми". Но вопрос о необходимости летать к звездам был задан еще в фильме "Девять дней одного года" главным героем Гусевым. Несмотря на свою самоотверженность в науке, он не видел смысла в межзвездных перелетах.

      Удалить
    2. обычно я блоги популярных леваком посещаю 1 раз, запоминаю и никогда не захожу чтобы рейтинг им не повышать.
      Зина-Корзина сотрудник газеты Завтра. Родилась согласно профилю в 1971-м. У нее было совсем советское детство и перестроечная молодость которая ей не понравилась.
      Смысл поста в том что в 1974-м она ожидала наступления коммунизма, а потом пришли демократы и лишили ее возможности в этот коммунизм попасть.

      Удалить
    3. Мы с ней ровесники, а наше поколение уже построение коммунизма не ожидало. Но мы гордились нашими космонавтами, сами живя так себе. Вот ЗК и предлагает национальную идею - межзвездные перелеты вместо улучшения жизни всех граждан.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.