Оригинал взят у zina_korzina в Будет летать? Или нет?
Кинопоиск
...Когда мы в детстве смотрели дилогию «Москва – Кассиопея» и «Отроки во вселенной», мы не задумывались над важным вопросом: куда, в какое столетие вернутся герои повествования. Не получится ли так, что их вояж окажется не нужен грядущему поколению — их встретит обескураженное молчание или слабая попытка понять: зачем эти люди вообще летали? У Станислава Лема есть замечательный, возможно, даже лучший его роман – «Возвращение со звёзд». Космонавт Эл Брэгг прилетает домой, на родную Землю и видит диковинное общество, сформировавшееся за то время, пока он выполнял свою миссию.
Точнее, это для него, в условиях космоса, пронеслось всего десять лет. Земля же одолела более чем вековой путь. И что видит Брэгг? Социум без конфликтов, страстей и дерзаний. Без риска. Без крыльев. Зато имеется всё для максимального удобства человека, вплоть до «послушной» мебели, считывающей желания хозяина. И, разумеется, тут никто никуда не стремится, не рвётся – земляне давным-давно доказали, что полёты в космос бестолковы и дорогостоящи. «Не летают – и никогда уж не полетят. Ням-ням. Одно огромное ням-ням», - говорит один из бывших соратников Брэгга.
Отношения, представленные Лемом, – это как раз триумф потребления, торжество огромного «ням-ням». Кадавр из «Понедельника...» Стругацких не просто вырвался на свободу, но и сделался иконой стиля, а Виктор Пелевин в своём «Омоне Ра» дал убийственную характеристику: «Единственным пространством, где летали звездолёты коммунистического будущего <...> было сознание советского человека». Всё. Нету. И снова та же засада: куда и, главное, зачем вернулись герои рейса «Москва — Кассиопея»? В далёком 1973 году, когда снимали дилогию, этот вопрос не возникал — мы верили, что в 2000 году у нас будут планетолёты, базы на Луне и прочие «яблони на Марсе».
Это само собой разумелось. Казалось реальным. Почти лишённым фантастического флёра — ибо сказка становилась былью, а подростки, управляющие космическим кораблём, смотрелись вполне своевременно. Ещё чуть-чуть и... Но не сложилось — мы пошли иным путём. Наши подростки ловят покемонов и демонстрируют инфантильность... Мечтают о карьере с деньгами. С лёгкими деньгами — монетизировать свой канал на YouTube и спокойно спать до полудня. Нам же — ископаемым рептилиям – остаётся лишь писать мемуары о неслучившемся. Ностальгировать по будущему, от которого мы отказались.
Кинопоиск
Мы сделаем вас счастливыми!
Точнее, это для него, в условиях космоса, пронеслось всего десять лет. Земля же одолела более чем вековой путь. И что видит Брэгг? Социум без конфликтов, страстей и дерзаний. Без риска. Без крыльев. Зато имеется всё для максимального удобства человека, вплоть до «послушной» мебели, считывающей желания хозяина. И, разумеется, тут никто никуда не стремится, не рвётся – земляне давным-давно доказали, что полёты в космос бестолковы и дорогостоящи. «Не летают – и никогда уж не полетят. Ням-ням. Одно огромное ням-ням», - говорит один из бывших соратников Брэгга.
Отношения, представленные Лемом, – это как раз триумф потребления, торжество огромного «ням-ням». Кадавр из «Понедельника...» Стругацких не просто вырвался на свободу, но и сделался иконой стиля, а Виктор Пелевин в своём «Омоне Ра» дал убийственную характеристику: «Единственным пространством, где летали звездолёты коммунистического будущего <...> было сознание советского человека». Всё. Нету. И снова та же засада: куда и, главное, зачем вернулись герои рейса «Москва — Кассиопея»? В далёком 1973 году, когда снимали дилогию, этот вопрос не возникал — мы верили, что в 2000 году у нас будут планетолёты, базы на Луне и прочие «яблони на Марсе».
Это само собой разумелось. Казалось реальным. Почти лишённым фантастического флёра — ибо сказка становилась былью, а подростки, управляющие космическим кораблём, смотрелись вполне своевременно. Ещё чуть-чуть и... Но не сложилось — мы пошли иным путём. Наши подростки ловят покемонов и демонстрируют инфантильность... Мечтают о карьере с деньгами. С лёгкими деньгами — монетизировать свой канал на YouTube и спокойно спать до полудня. Нам же — ископаемым рептилиям – остаётся лишь писать мемуары о неслучившемся. Ностальгировать по будущему, от которого мы отказались.
Такие полеты бессмысленны из чисто логических соображений. За сто лет могут быть изобретены технологии, которые позволят преодолевать те же расстояния за более короткое время. Не относительное, а абсолютное.
ОтветитьУдалитьПытаюсь припомнить, казалось ли мне происходящее на экране "почти лишённым фантастического флёра" в то время, когда я смотрела этот фильм в первый раз - а я была примерно в возрасте его героев - и что-то не могу. Подозреваю, что меня это вообще мало занимало: самым интересным для меня были взаимоотношения членов экипажа :) Еще помню, что очень понравились смешные роботы из второй части :)
ОтветитьУдалитьПереживания же по поводу "общества потребления" кажутся мне несколько преувеличенными.
А мне кажется, что это не Ваше субъективное ощущение. Фильм действительно о взаимоотношении полов в подростковом возрасте. Космолет там исключительно для декорации. По крайней мере в первом фильме. Ну а герой Смоктуновского для меня так и остался необъясним. Непонятно, зачем он вообще был там нужен.
Удалитьа мне как демократу перестроечного призыва :) как раз главным в этом фильме казался бунт против Роботов-Верншителей к которым Зина КОрзина и относится.
ОтветитьУдалитьТочнее она думает что она робот-вершитель, а на самом деле робот-исполнитель.
А рецензия как раз про роботов-вершителей. Только по версии Зины Корзины, пока ребята боролись с роботами-вершителями в далеком космосе, те захватили Землю и сделали всех людей "счастливыми". Но вопрос о необходимости летать к звездам был задан еще в фильме "Девять дней одного года" главным героем Гусевым. Несмотря на свою самоотверженность в науке, он не видел смысла в межзвездных перелетах.
Удалитьобычно я блоги популярных леваком посещаю 1 раз, запоминаю и никогда не захожу чтобы рейтинг им не повышать.
УдалитьЗина-Корзина сотрудник газеты Завтра. Родилась согласно профилю в 1971-м. У нее было совсем советское детство и перестроечная молодость которая ей не понравилась.
Смысл поста в том что в 1974-м она ожидала наступления коммунизма, а потом пришли демократы и лишили ее возможности в этот коммунизм попасть.
Мы с ней ровесники, а наше поколение уже построение коммунизма не ожидало. Но мы гордились нашими космонавтами, сами живя так себе. Вот ЗК и предлагает национальную идею - межзвездные перелеты вместо улучшения жизни всех граждан.
Удалить