Оригинал взят у maa13 в Мотивы отчуждения в советском кино 30-х годов
Второй этап отчуждения – отчуждение от жизненного мира туземцев – жестокая чужая реальность – чужые обычаи, чужие страшные нравы, чужая культура, чужая рациональность – одиночества просветителя в глухих джунглях – не превратится бы в Курца [торгового агента как у Конрада или полковника Курца у Копполы] – или сдаться и слиться с этим миром, стать его молчаливой испуганной частью [как это сделала еще одна учительница в исполнении впоследствии знаменитой Янины Жеймо] – чужой жизненный мир даже не сопротивляется, он выталкивает своим равнодушием, своей пассивностью, своим стремление к гомеостазу и покою [председатель сельсовета - молодой Сергей Герасимов] – чужой жизненный мир не поддается просвещению, цивилизации, колонизации
Маленький слабый солдат империи, выброшенный государством в чужие миры обречен на одиночество и гибель.
Он зажат между беспощадным государством и чужим жизненным миром, который не может изменить – молот государства и наковальня чужого жизненного мира [прошу прощения за избитую метафору]
Фильм "Одна" [1931 год, Григорий Козинцев, Леонид Трауберг]
Экзистенциальная драма.
Человек в отчужденном мире.
Человек в отчужденном мире.
Этапы отчуждения:
Первый этап – идеологическое государство подавляет повседневные смыслы и чувства, выбрасывая на дорогу большой истории - недолгое и беспомощное сопротивление государственным требованиям - голос совести – Супер-Эго - довершает работу и переключает [не хочу использовать затертое понятие "сублимировать"], переключает-трансформирует эмоциональный поток в просвещенческий энтузиазм – новые смыслы захватывают – солдат на фронте просвещения и внутренней колонизации.
Первый этап – идеологическое государство подавляет повседневные смыслы и чувства, выбрасывая на дорогу большой истории - недолгое и беспомощное сопротивление государственным требованиям - голос совести – Супер-Эго - довершает работу и переключает [не хочу использовать затертое понятие "сублимировать"], переключает-трансформирует эмоциональный поток в просвещенческий энтузиазм – новые смыслы захватывают – солдат на фронте просвещения и внутренней колонизации.
Второй этап отчуждения – отчуждение от жизненного мира туземцев – жестокая чужая реальность – чужые обычаи, чужие страшные нравы, чужая культура, чужая рациональность – одиночества просветителя в глухих джунглях – не превратится бы в Курца [торгового агента как у Конрада или полковника Курца у Копполы] – или сдаться и слиться с этим миром, стать его молчаливой испуганной частью [как это сделала еще одна учительница в исполнении впоследствии знаменитой Янины Жеймо] – чужой жизненный мир даже не сопротивляется, он выталкивает своим равнодушием, своей пассивностью, своим стремление к гомеостазу и покою [председатель сельсовета - молодой Сергей Герасимов] – чужой жизненный мир не поддается просвещению, цивилизации, колонизации
Маленький слабый солдат империи, выброшенный государством в чужие миры обречен на одиночество и гибель.
Он зажат между беспощадным государством и чужим жизненным миром, который не может изменить – молот государства и наковальня чужого жизненного мира [прошу прощения за избитую метафору]
Оптимистический конец фильма – восстание бедноты – жизненная стихия пробуждается - жизненная стихия приходит на помощь умирающей учительнице [лучшие образцы советского кино того времени часто были своеобразным образным воплощением философии жизни, достаточно вспомнить "Землю" Довженко] – жизненная стихия ломает границы - "Что может сделать мертвая птица?" – "Мертвая птица даст жизнь человеку!" – "Что может сделать человек?" – "Человек может сделать новую жизнь!" – человек сливается со стихией жизни – мир открывается человеку – человек погружается в Бытие
P.S. И почему-то вспомнился Хайдеггер, который искал путь к экзистенции в нацизме и хотел вместе со штурмовиками у ночных костров постигать Бытие]
P.S. И почему-то вспомнился Хайдеггер, который искал путь к экзистенции в нацизме и хотел вместе со штурмовиками у ночных костров постигать Бытие]
"Ионыч" Чехова появился задолго до "выбрасывания на дорогу большой истории".
ОтветитьУдалитьЧто касается Хайдеггера, то Платон пытался строить идеальное государство с тираном Дионисием Сиракузским, о чем сегодня мало кто вспоминает.