Originally posted by yusev_alexei at "Меняющие реальность" (Д. Нолфи, США, 2011)
КинопоискЕсли вы его еще не смотрели, то обязательно это сделайте, лучше перед чтением. Вообще, из всего, что буду изучать, он на втором месте по моим приоритетам.
Молодой конгрессмен Дэвид Норрис проводит избирательную кампанию, претендуя на сенаторское кресло от штата Нью-Йорк. Однако, негативная газетная публикация о старой драке приводит к его поражению на выборах. Случайным образом, бывший политик узнает, что рост его карьеры контролирует тайная могущественная организация, способная предвидеть ход событий, и при желании их корректировать. Это Бюро прогнозирует Дэвиду в будущем пост президента США, при условии, что он не будет отклоняться от некого плана, в частности, пытаться строить отношения с танцовщицей, знакомство с которой произошло у героя в ночь выборов. Норрис подчиняется, пока несколько лет спустя не узнает, что его случайная знакомая выходит замуж. При помощи сочувствующего агента Бюро корректировки, Дэвид пытается переломить ход событий, чтобы в будущем быть вместе со своей избранницей сердца.
Фильм Джорджа Нолфи, в котором рассказывается о двух избирательных кампаниях за попадание в Сенат, первоначально должен был попасть в американский прокат в августе 2010 года. Позднее, дата релиза была перенесена сначала на сентябрь, затем на начало 2011 года, то есть после промежуточных выборов 2010 года. Студия Universal абстрагировалась от предвыборной эйфории, не пожелав ставить коммерческий успех фильма в зависимость от политических установок сценария, хотя, первоначально, собиралась использовать данный ресурс. Вполне возможно, что произошло это из-за формально проигрышного для демократов сюжета, где претендент от этой партии один раз уступает конкуренту а исход второй кампании остается неопределенным. Для выхода в прокат после выборов фокусировка на определенной партийной принадлежности главного героя была уже не столь принципиальна, так как уже не могла повлиять каким-либо образом на электорат.
Партийная принадлежность конгрессмена
В картине ни разу не упоминается, — к какой партии принадлежит Дэвид. И хотя сам режиссер в интервью не скрывает, что снимал кино о конгрессмене-демократе, понять это по действию может очень внимательный зритель, да и то, по некоторым мелким деталям в кадре. В эпизоде, где подводились итоги голосования, на экране предвыборного штаба показана карта штата Нью-Йорк, где большая часть территории закрашена в красный цвет, традиционный цвет республиканцев. Там же, в транслируемом сюжете новостей показан выигравший у Дэвида Норриса кандидат, у которого рядом с именем стоит буква R, означающая партийную принадлежность (Republican). Согласно сценарию, на дворе 2006 год, и речь идет о демократе-кандидате в Сенат, который проигрывает выборы. В свете реальной расстановки сил в электоральных предпочтениях избирателей штата Нью-Йорк, подобная ситуация выглядит крайне маловероятной, так как республиканцы выигрывали там в последний раз в 1992-м году (на выборах за второе кресло от штата — в 1970-м). Почему же в фильме нет прямых свидетельств, что герой Мэтта Деймона — демократ? Помимо вышеприведенной версии о нежелании представить партию-ставленника в невыгодном свете, также, вероятно, имело место нежелание сторон связывать сценическое амплуа Мэтта Дэймона с определенной политической партией. Карьера актера ранее была выстроена на ролях сильных личностей, положительно воспринимающихся в консервативно настроенной группе зрителей. Трилогия про Джейсона Борна, а также роль солдата в Ираке из фильма «Зеленая зона» контрастировала бы с имиджем харизматичного политика-демократа, и делала в дальнейшем затруднительным разыгрывание той же самой карты среди устоявшейся группы поклонников актера. В пользу этого предположения можно привести факт пересъемки финального эпизода, который не устроил "Юниверсал" как дистрибьютора картины. Произошло это из-за того, что роль бога исполнила актриса иранского происхождения Шохре Агдашлу, родившаяся в мусульманской семье. В данном случае очевиден расчет студии на зрителей-христиан, которые не готовы будут воспринять восточную женщину как божество. Еще одним свидетельством специфического восприятия Дэймона у зрителей являлось приглашение в актерский состав картины «Темный рыцарь», где он должен был сыграть крайне консервативного элемента — окружного прокурора Харви Дента, роль которого в итоге исполнил Аарон Экхарт.
«Меняющие реальность» разделены на три части, действие которых происходит в 2006-м, 2009-м и 2010-м годах. Первая и последняя связаны с избирательными кампаниями в Сенат Вначале фильма идет, своего рода, представление главного героя, где его показывают в рабочей обстановке. Создатели картины в попытке создать реальный накал борьбы, задействовали в кадре много известных политических деятелей, политтехнологов Джеймса Карвилла и Мэри Маталин (муж с женой, работающие на противоположные лагеря), а также телеведущего Джона Стюарта. В начале фильма Норрис стоит рядом с мэром города Майклом Блумбергом, с кем он как конгрессмен, представляющий Бруклин, должен держать контакт. Последующий видеоряд демонстрирует главного героя в кругу политиков — видных деятелей Демократической партии. В кадре конгрессмену дают советы Мадлен Олбрайт, Джесси Джексон, Терри Макалифф (руководитель избирательной кампании Хиллари Клинтон в 2008-м г.) и др. Съемки этого эпизода происходили во время конференции «President Clinton’s Global Initiative», куда продюсер получил право пройти с камерой. С Деймоном прилюдно общался и сам Билл Клинтон, но его представители не дали добро на включение в фильм сцены с его участием. Сообщается, что съемочная группа картины также получила полезный технический совет по оформлению подиума от представителей президента Обамы, с которыми случайно встретилась в отеле «Уолдорф-Астория», где снималась сцена произнесения речи Норриса, после проигрыша выборов. Еще одним политически ангажированным действием создателей фильма стало визуальное решение начальной сцены выступления конгрессмена на открытом воздухе. Съемки велись в Фордхемском университете (Нью-Йорк), на «Террасе президентов», где указаны имена всех глав США, получавшие ученую степень в заведении. Стиль мероприятия был заимствован с фотографий 60-х годов, на которых в схожих обстоятельствах был запечатлен Джон Кеннеди.
Дэвид Норрис представляет из себя молодого и пробивного политика. Проиграв выборы в сенат он устраивается на работу в венчурную компанию, в том числе занимающуюся вопросами энергетики. Сценарий подчеркивает его честность и независимость по отношению к работодателю, чтобы у зрителя не возник резонный вопрос о лоббировании конгрессменом интересов компании (момент со следованием закону в эпизоде созвона с работодателем: деловые переговоры только по корпоративной связи). На новом месте Норрис, встречая сопротивление коллег, продвигает идею финансирования технологии солнечных батарей. Данный интерес политически маркирован, так как разработка новых источников энергии является отличительной стороной демократической партии, и лично Обамы. Президент США, выступая в начале 2009-го года в Конгрессе, назвал создание солнечных батарей приоритетным направлением своей экономической программы и позднее дал команду установить их на крыше Белого дома. Деймон сам является эко-активистом, ратующим за чистую воду в отдаленных уголках планеты. В 2009-м году он стал сооснователем проекта Water.org и взял ответственность за улучшение жизни 50 тысяч человек на мероприятии, где проводилась съемка сцен из «Меняющих реальность».
Партийная принадлежность героя иногда закладывается авторами на уровень подсознательного. В эпизоде первой встречи с Бюро, агент отгадывает цвет, который задумал Норрис. Синий — это неофициальный цвет Демократической партии. Аналогичного цвета дверь, которую Норрис выбирает для кратчайшего маршрута на пути к свадьбе Элизы. В фильме обильно используется игра на колористическом противопоставлении красный-синий, являющейся символической стороной межпартийного противоборства. Одним из ярких ее проявлений становится выбор цвета галстука. Согласно речи разоткровенничавшегося Норриса, только что проигравшего выборы, имиджмейкеры указали, что галстук должен быть синим или красным. В фильме есть эпизод, где конгрессмену показывают ряд синих галстуков, при этом на нем надет красный. За кадром в этот момент звучит текст «Ваше будущее определяет ваш выбор, а не их». При определенном подходе содержание картины можно воспринимать как эволюцию героя от импульсивного юноши-драчуна до обдумывающего свои действия политика. Данное развитие персонажа созвучно его новоприобретенным ценностям, словно находящих отражение в цветовой гамме его галстука. В начале фильма он предпочитает носить на шее красный цвет, и придерживается этого в сцене расставания с Элизой. Между этими моментами Норрис носит синий галстук, в частности, в эпизоде, когда он проводит с девушкой весь день и ночь (тогда на нем также голубая рубашка). Когда герой колеблется, на ткани галстука появляется узор — крапинка или квадратики. В затяжной сцене бегства к Элизе, где Норрис ставит задачу скрыть свои намерения от агентов Бюро, у него нет ничего на шее. Игра с цветом добралась и до официального DVD-издания фильма. В меню роль курсора выполняют красные квадратики, после активации становящиеся синими, словно демонстрирующие внутреннюю эволюцию Норриса.
Элиза символически представляет собой ожидания электората. В сцене первой встречи, Норрис интересуется, зарегистрирована ли она в Нью-Йорке как избиратель, на что следует ответ: «Звучит так, словно я уже им являюсь». Элиза говорит о том, что на ней можно проверять любое слово до того как его произнесет конгрессмен. Таким образом, девушка выражает мнение той части избирателей, чей голос был бы решающим для победы кандидата в сенаторы. Сам фильм, исходя из этой логики, представляет собой движение Норриса к обретению своего электората для победы. Происходит это не только через нахождение политиком самого себя (от красного — к синему), но и путем любви, вместо холодного бесчувственного расчета. Движению к вершине власти при пособничестве могущественной организации герой предпочтет высокое искреннее чувство, которому не нужны посредники.
Бюро надзора
Бюро корректировки вносит в сюжет элемент таинственного. Ореол загадочности создает точно подобранная комбинация двух составляющих, взятых от сверхъестественного и от спецслужб. Один из сотрудников тайной службы говорит о себе подобных как о case officers (юр. должностное лицо, либо следователь по делу), но не ангелах. Другой, более высокопоставленный, агент Томпсон говорит о Бюро корректировки как организации, призванной не допустить самоуничтожения человечества.
Изначально концепция Бюро корректировки была заложена в одноименный рассказ Филиппа К. Дика, написанный в 1953-м году. Согласно ему, главный герой стал свидетелем процедуры, что не было предусмотрено правилами могущественной службы. После этого он попадает куда-то на небеса, где старик с голубыми глазами, восседающий на кресле-троне, рассказал о смысле операции корректировки. Согласно плану, изменения производили для того, чтобы долгая цепочка людей и событий привела к близким контактам США и СССР, что свело бы к минимуму риск ядерной войны. Создатели фильма осовременили сюжет, наделив сверхъестественные силы служебным аппаратом, заботящемся о мире не меньше чем их прототипы из рассказа Дика.
В фильме функции Бюро были расширены, по сравнению с рассказом Дика, и здесь они становятся ответственными за всю историю человечества. В достижения тайной организации записаны расцвет Древнеримской империи, Возрождение, Просвещение и техническая революция. В те моменты истории, когда Бюро отходило в сторону, предоставив человечеству самому решать свою судьбу, случались мировые катастрофы. В данном случае контроль за цивилизациями созвучен деятельности человеческих спецслужб, ставших преемниками тайных обществ, контролировавших мир, согласно конспирологическим теориям. Агенты Бюро могут восприниматься частью зрителей как сотрудники ФБР, ЦРУ, АНБ или какой-либо другой структуры, секретной, включая собственное название. Главный офис организации расположен внутри Статуи свободы, что указывает на единые цели службы, наряду с демократическими ценностями. Даже внешний облик, с обязательной фетровой шляпой и архаичным покроем костюма, словно взят из актерского гардероба 30-х годов, что сегодня ассоциируется с гангстерами и тайными агентами. Эпизод, в котором проводится операция по изменению мыслей коллеги Норриса, включая нежиданное обнаружение, напоминает историю 1972 года в отеле «Уотергейт», также приведшую к значительным пертурбациям.
Способ, благодаря которому агенты Бюро корректировки передвигаются в пространстве, состоит в перемещениях через двери. Данный прием — сценарное ноу-хау, отсутствовавшее в рассказе Филипа К. Дика. Использование дверей в качестве своеобразных телепортов для тайных заданий присутствовало в сюжете анимационного фильма «Корпорация монстров», созданного киностудией «Пиксар» в 2001 году. Персонажи мультфильма пугали детей со всего мира, попадая в их спальни и подзаряжая энергетические хранилища от плача детворы. Сюжет «Корпорации монстров» обыгрывал модель холодной войны, противопоставляя ей вариант мирного будущего, при котором источником энергии служит более продуктивный детский смех.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.