Originally posted by vycheslav1983 at "Алиса в городах" (1974) Вима Вендерса.
Кинопоиск
Из режиссёров новой волны немецкого кино Вима Вендерса нельзя сравнить ни с Райнером Вернером Фассбиндером, ни с Вернером Херцогом. Это люди одарённейшие, близкие к гениальности . Виндерс - промежуточная фигура. Главная его проблема в том, что он очень хотел стать американским режиссёром, но не стал. Застрял между кинематографической культурой Старого и Нового Света . Такое промежуточное состояние может дать драйв, импульс, энергию и толчок для развития, то в данном случае этого не произошло. Тем не менее "Алиса в городах" - невероятно трогательный, пронзительный, особенный фильм, но и в данном случае велика заслуга гениального оператора - Робби Мюллера.
Потом он снимал "Рассекая волны" Ларса фон Триера, работал с Джармушем. Робби Мюллер - один из самых великих операторов второй половины 20 века, но начинал он именно с Вендерсом. Оба они космополиты, снимающие повсюду - в Америке, в Европе. Оба голландцы по крови. И Вендерс и Мюллер искали какой-то свой стиль и к началу "Алисы в городах" нашли. Получилась простая история о путешествии и взаимоотношениях мужчины и девочки, которая не является ему дочкой. На неё он смотрит в начале дикими глазами, но постепенно они становятся друг другу близкими людьми. Никакой эротической подоплёки там нет. Получилось так, что режиссёр с оператором нашли интересное и гармоничное совмещение двух дорог , которые проделывают два незнакомых друг другу человека. Этот фильм не задумывался как интеллектуальный и не является им сейчас. Безусловно, с него необходимо немножко смахивать пыль - это 74 год. Люди сейчас элементарно к чёрно - белому кино относятся уже с некоторым пренебрежением.
Фильм напоминает американский жанр роуд - муви (англ. road movie — букв. «дорожное кино»). Но дорога показывает не то, что можно увидеть за окном автомобиля - красивости, интересности и т.д. Наоборот, герой постоянно что-то пытается снимать на "Polaroid", но ничего интересного найти не может, безуспешно вглядываясь в снимки. И тогда он понимает, что более содержательно то, что не находится снаружи, не мелькает перед глазами калейдоскопом похожих пейзажей. Похожая модель действия сработала в фильме Софии Копполы "Где-то" (2010), который получил главный приз на Венецианском кинофестивале. Там папа и дочка примерно такого же возраста предпринимают такие же довольно бессмысленные шатания по миру, постепенно узнавая друг друга.
Меланхоличная атмосфера этой картины требует попадания в тон и ритм, что трудно сделать, сидя за компьютером и прокручивая в голове сотни нерешенных проблем... Робби Мюллер снимает настроение писателя - журналиста по пути из Калифорнии, переживающего не самые лучшие дни, находящегося в некотором затыке, хотя ему нужно сдать срочно книгу. Он едет в Нью - Йорк. Затем, не получив аванс за работу, встречает девочку, которую оставила мать, едет с ней по европейским городам не первого ряда. Это совершенно другие пейзажи с одной стороны, но с другой они чем-то напоминают американские. Эти задворки, автозаправки, скудные виды - очень рифмуются с состоянием журналиста Филиппа Винтера и девочки Алисы. Каждый из них переживает свою смуту и пустоту и вдруг они синхронизируются совершенно иррациональным способом. И если зритель входит в резонанс, то это отзывается и нравится. А если человек не попадает в этот ритм дорог и состояние этих людей, сначала очень далёких, затем сближающихся и снова расходящихся (что очень важно), то кино может показаться просто бессвязным и скучным. Так что вопрос восприятия картины зависит от настроения в самом широком смысле слова. Оно исходит от зрителя и проявляется на экране так же, как экран проявляет своё настроение в сознании воспринимающего. Здесь цепь должна замкнуться.
В фильме важно, чтобы человек почувствовал себя в том, что происходит на экране, как в зеркале. Роуд - муви популярный жанр, но в нём себя очень трудно увидеть из- за этнографической ширмы. Герои путешествуют в каких-то других краях и мирах , которые увлекательны для виртуального туриста. А вот в скуке вендеровской дороги, когда человек углубляется, погружается в себя и у него замедляется восприятие (как замедляется пульс у спящего) - такая возможность появляется. Эта намеренная замедленность ритма (Вендерс при желании мог бы добавить динамики, но не сделал этого) - сближает зрителя с тем, что творится на экране. Этот "коннект" очень важен для фильма.
Кино даёт также какое-то единение с самим режиссёром. Есть мнение, что главный герой отражает некоторые особенности и некоторые кризисные обертона самого Вендерса, - его нелюбовь к написанию сценария , деструкция сюжета, сюжетные лакуны и при этом постоянное желание снимать. Он снимает не потому, что невротик и хочет предъявить свою фото работу издателю и получить хоть какие - то деньги за ненаписанный труд. Дело в другом. Эти полароидные фотокарточки удостоверяют, что он вообще где-то есть. Свидетельство того, что он действительно живой. Вспомним начало - он сидит где-то под мостом (кто он Филипп Винтер? фотограф, писатель или журналист - мы на самом деле так и не узнаём какая у него профессия) и на что - то смотрит, сам не понимая на что. Затем делает снимок и смотрит уже на него. Снимок - это уже более конкретная вещь , в отличие от пейзажа в который он не врубается и не понимает, зачем он там. Снимок, казалось бы, должен передавать какие - то смыслы, связь с чем-то (с реальностью, с собой)...Он должен написать какой-то текст об Америке. Однако писать он не в состоянии, он способен лишь снимать. Эти фотографии он никому не может отдать и в конечном счёте снимает для себя. Винтер продолжает фотографировать в Германии, что вообще лишено смысла. Не снимать он не может.
Когда Винтер путешествует по Америке - ему везде неуютно. Он включает радио - тут же выключает, разбивает источающий видеогрязь телевизор в мотеле. Когда же он оказывается в Германии, то на рок-н-рольный концерт англоязычной группы Чака Берри он приходит с большим удовольствием. Именно после этого его путь опять пересекается с девочкой, которую он оставил в полиции. Музыка здесь работает двояко. В начале она ему отвратительна, а в конце уже приятна (самый нейтральный, ничего не значащий рок-н-ролл). Инструментальный саундртрек - замечательная, меланхоличная, но простая как три копейки тема. Авторы - великая немецкая группа Can. Они написали композицию специально для Вэндерса. Маленькую, скромную, но очень важную для настроения. В фильме практически нет сюжета . Все детали этого кино какие - то брошенные. Главное здесь - движение, течение, без явных и чётких границ и зигзагов. В сюжете только один поворот - герою нужно улетать из Америки. Нет возможности вылететь в родную Германию (из -за забастовки).Но можно в Амстердам. Подходит женщина - немка, которая вообще не понимает по-английски. Он ей объясняет, что можно улететь только в Амстердам на следующий день. У немки какие-то проблемы с мужем. Она от него ушла, но вроде хочет вернуться. Чисто женская непоследовательность (говорит, что порвала с ним и рада, счастлива. Потом думает - как он там без меня ..и уезжает). Девочка же остаётся и этот мужчина берёт её с собою в Амстердам. В реальности среднестатистический нормальный человек уже в эту секунду должен был сдать её в полицию . Но тащит её с собою, как будто продолжая просто плыть по непонятному его самому течению.
Это течение везде. В эпизоде продажи автомобиля, который Винтерс отдаёт за жалкие 300 долларов, Он фотографирует её на прощание. Как бы это сделал обычный мужчина, который поездил на тачке по Америке? Он подошёл бы, выбрал удачный ракурс.А этот же как стоял, так и сфотографировал. Он фотографирует, как дышит. Это - продолжение его взгляда, руки, что-то такое специальное, единственное на что он способен.
Герой плывёт по течению и девочка - обстоятельство, которое с ним приключается. Внезапную, маленькую, странную, чужую, но ставит ему - цель! Пусть эта задача не выполнимая, ездить по городам и искать её бабушку... Когда она в унынии закрывается в туалете, а он зачитывает ей список городов, где возможно живёт её бабушка, то скорее всего, чтобы просто остановить его, она говорит, что в Вупертале! И они едут в Вуперталь... Винтер всю жизнь живёт, как зачитывает список городов. Всё его движение - ложное движение. И вот вдруг она называет ему пусть даже от фонаря некий пункт назначения, дальше они интересуются у таксиста - не в этом ли городе? Намечается маршрут, возникает призрачная, но цель!
Важно то, как он запечатлевает реальность , чтобы её увидеть на этих снимках, какие бы они не были негламурные. Точно также Робби Мюллер, который умеет и очень красиво снимать снимает это кино совсем неброско, но абсолютно завораживающе. Очень важное свойство - такая нейтральность, такая бесстрастность с колоссальным внутренним движением. Когда они ищут ,скорее всего, несуществующую бабушку Алисы Винтер вдруг вспоминает, что где-то живут и его родители... По всей картине разбросаны разрывы и связи, возникает сюжет его родственников, которых он также забыл, как мама забыла дочь. По ходу этой одиссеи происходит поиск этих связей с чужими людьми, всплывают разрывы с родными. Это очень прихотливые отношения, которые случайно и спонтанно возникают и также исчезают, оставляя след на полароидных снимках.
Винтер снимает не только пейзажи, но и себя с Алисой. Отличный момент, когда получается кадр, где его лицо и лицо Алисы отражаются в его собственной фотографии . Затем они вместе фотографируются ,кривляясь, в фотобудке. Тем не менее слепок этой ерунды остаётся с ними, как свидетельство их душевной близости в общем кризисе экзистенциальной заброшенности.
Понравилось упоминание режиссёром самого себя, когда Филипп и Алиса приходят в аэропорт в Амстердаме, девочка стоит у окна, понятно что мама не прилетела, а по радио объявляют: "Господин Вендерс, прибывшимй из Нью - Йорка, пожалуйста, пройдите туда -то..."))
"Алиса в городах" - первая часть трилогии (1974 год), "Ложное движение" - (1975 год), и в (1976) - "С течением времени" - третья часть. Все фильмы объединяют герои Рюдигера Фоглера, замечательно сыгравшего Филиппа Винтера. Далее актёрски он не прославился, кроме работы с Вендерсом, особенно в этих трёх фильмах. Он создал автопортрет Вендерса. Видимо, поэтому режиссёр так привязался к этому актёру. "Алиса в городах" на голову выше, чем остальные картины трилогии.
Алису сыграла Йелла Роттландер. Это была уже не первая её роль у Вендерса. Он экранизировал не самым лучшим образом самый классический роман американской литературы (очень хотел быть американским режиссёром) "Алую букву" Натаниеля Готторна (предыдущий фильм). Большого успеха он не снискал, но эта поучительная история про грешницу, на самом деле неплохого человека, имеющую пятилетнюю девочку от священника (дитя греха), которую как раз играла Йелла Роттландер. Она не так много снималась, но роль в "Алисе в городах" автоматически заносит её в историю кинематографа.
Довольно много фильмов, где взрослый и ребёнок находят какой-то контакт, предпринимают путешествие. Это было и у Чарли Чаплина и у "Кикуджиро" Такеши Китано, в фильме "Где-то"у Софии Копполы. На самом деле это такая рискованная конструкция, где присутствуют взрослый мужчина и маленькая 9-летняя девочка. Вендерс прошёл по довольно тонкой грани. Безусловно, это фильм о том, что называется словосочетанием родственные души, родственностью в каком - то ином , не кровном смысле. Трудность в том, чтобы раскрыть и показать эту тему в кино без каких - либо громких пафосных слов и событий. У Вендерса и Мюллера это получилось.
Кинопоиск
Из режиссёров новой волны немецкого кино Вима Вендерса нельзя сравнить ни с Райнером Вернером Фассбиндером, ни с Вернером Херцогом. Это люди одарённейшие, близкие к гениальности . Виндерс - промежуточная фигура. Главная его проблема в том, что он очень хотел стать американским режиссёром, но не стал. Застрял между кинематографической культурой Старого и Нового Света . Такое промежуточное состояние может дать драйв, импульс, энергию и толчок для развития, то в данном случае этого не произошло. Тем не менее "Алиса в городах" - невероятно трогательный, пронзительный, особенный фильм, но и в данном случае велика заслуга гениального оператора - Робби Мюллера.
Потом он снимал "Рассекая волны" Ларса фон Триера, работал с Джармушем. Робби Мюллер - один из самых великих операторов второй половины 20 века, но начинал он именно с Вендерсом. Оба они космополиты, снимающие повсюду - в Америке, в Европе. Оба голландцы по крови. И Вендерс и Мюллер искали какой-то свой стиль и к началу "Алисы в городах" нашли. Получилась простая история о путешествии и взаимоотношениях мужчины и девочки, которая не является ему дочкой. На неё он смотрит в начале дикими глазами, но постепенно они становятся друг другу близкими людьми. Никакой эротической подоплёки там нет. Получилось так, что режиссёр с оператором нашли интересное и гармоничное совмещение двух дорог , которые проделывают два незнакомых друг другу человека. Этот фильм не задумывался как интеллектуальный и не является им сейчас. Безусловно, с него необходимо немножко смахивать пыль - это 74 год. Люди сейчас элементарно к чёрно - белому кино относятся уже с некоторым пренебрежением.
Фильм напоминает американский жанр роуд - муви (англ. road movie — букв. «дорожное кино»). Но дорога показывает не то, что можно увидеть за окном автомобиля - красивости, интересности и т.д. Наоборот, герой постоянно что-то пытается снимать на "Polaroid", но ничего интересного найти не может, безуспешно вглядываясь в снимки. И тогда он понимает, что более содержательно то, что не находится снаружи, не мелькает перед глазами калейдоскопом похожих пейзажей. Похожая модель действия сработала в фильме Софии Копполы "Где-то" (2010), который получил главный приз на Венецианском кинофестивале. Там папа и дочка примерно такого же возраста предпринимают такие же довольно бессмысленные шатания по миру, постепенно узнавая друг друга.
Меланхоличная атмосфера этой картины требует попадания в тон и ритм, что трудно сделать, сидя за компьютером и прокручивая в голове сотни нерешенных проблем... Робби Мюллер снимает настроение писателя - журналиста по пути из Калифорнии, переживающего не самые лучшие дни, находящегося в некотором затыке, хотя ему нужно сдать срочно книгу. Он едет в Нью - Йорк. Затем, не получив аванс за работу, встречает девочку, которую оставила мать, едет с ней по европейским городам не первого ряда. Это совершенно другие пейзажи с одной стороны, но с другой они чем-то напоминают американские. Эти задворки, автозаправки, скудные виды - очень рифмуются с состоянием журналиста Филиппа Винтера и девочки Алисы. Каждый из них переживает свою смуту и пустоту и вдруг они синхронизируются совершенно иррациональным способом. И если зритель входит в резонанс, то это отзывается и нравится. А если человек не попадает в этот ритм дорог и состояние этих людей, сначала очень далёких, затем сближающихся и снова расходящихся (что очень важно), то кино может показаться просто бессвязным и скучным. Так что вопрос восприятия картины зависит от настроения в самом широком смысле слова. Оно исходит от зрителя и проявляется на экране так же, как экран проявляет своё настроение в сознании воспринимающего. Здесь цепь должна замкнуться.
В фильме важно, чтобы человек почувствовал себя в том, что происходит на экране, как в зеркале. Роуд - муви популярный жанр, но в нём себя очень трудно увидеть из- за этнографической ширмы. Герои путешествуют в каких-то других краях и мирах , которые увлекательны для виртуального туриста. А вот в скуке вендеровской дороги, когда человек углубляется, погружается в себя и у него замедляется восприятие (как замедляется пульс у спящего) - такая возможность появляется. Эта намеренная замедленность ритма (Вендерс при желании мог бы добавить динамики, но не сделал этого) - сближает зрителя с тем, что творится на экране. Этот "коннект" очень важен для фильма.
Кино даёт также какое-то единение с самим режиссёром. Есть мнение, что главный герой отражает некоторые особенности и некоторые кризисные обертона самого Вендерса, - его нелюбовь к написанию сценария , деструкция сюжета, сюжетные лакуны и при этом постоянное желание снимать. Он снимает не потому, что невротик и хочет предъявить свою фото работу издателю и получить хоть какие - то деньги за ненаписанный труд. Дело в другом. Эти полароидные фотокарточки удостоверяют, что он вообще где-то есть. Свидетельство того, что он действительно живой. Вспомним начало - он сидит где-то под мостом (кто он Филипп Винтер? фотограф, писатель или журналист - мы на самом деле так и не узнаём какая у него профессия) и на что - то смотрит, сам не понимая на что. Затем делает снимок и смотрит уже на него. Снимок - это уже более конкретная вещь , в отличие от пейзажа в который он не врубается и не понимает, зачем он там. Снимок, казалось бы, должен передавать какие - то смыслы, связь с чем-то (с реальностью, с собой)...Он должен написать какой-то текст об Америке. Однако писать он не в состоянии, он способен лишь снимать. Эти фотографии он никому не может отдать и в конечном счёте снимает для себя. Винтер продолжает фотографировать в Германии, что вообще лишено смысла. Не снимать он не может.
Когда Винтер путешествует по Америке - ему везде неуютно. Он включает радио - тут же выключает, разбивает источающий видеогрязь телевизор в мотеле. Когда же он оказывается в Германии, то на рок-н-рольный концерт англоязычной группы Чака Берри он приходит с большим удовольствием. Именно после этого его путь опять пересекается с девочкой, которую он оставил в полиции. Музыка здесь работает двояко. В начале она ему отвратительна, а в конце уже приятна (самый нейтральный, ничего не значащий рок-н-ролл). Инструментальный саундртрек - замечательная, меланхоличная, но простая как три копейки тема. Авторы - великая немецкая группа Can. Они написали композицию специально для Вэндерса. Маленькую, скромную, но очень важную для настроения. В фильме практически нет сюжета . Все детали этого кино какие - то брошенные. Главное здесь - движение, течение, без явных и чётких границ и зигзагов. В сюжете только один поворот - герою нужно улетать из Америки. Нет возможности вылететь в родную Германию (из -за забастовки).Но можно в Амстердам. Подходит женщина - немка, которая вообще не понимает по-английски. Он ей объясняет, что можно улететь только в Амстердам на следующий день. У немки какие-то проблемы с мужем. Она от него ушла, но вроде хочет вернуться. Чисто женская непоследовательность (говорит, что порвала с ним и рада, счастлива. Потом думает - как он там без меня ..и уезжает). Девочка же остаётся и этот мужчина берёт её с собою в Амстердам. В реальности среднестатистический нормальный человек уже в эту секунду должен был сдать её в полицию . Но тащит её с собою, как будто продолжая просто плыть по непонятному его самому течению.
Это течение везде. В эпизоде продажи автомобиля, который Винтерс отдаёт за жалкие 300 долларов, Он фотографирует её на прощание. Как бы это сделал обычный мужчина, который поездил на тачке по Америке? Он подошёл бы, выбрал удачный ракурс.А этот же как стоял, так и сфотографировал. Он фотографирует, как дышит. Это - продолжение его взгляда, руки, что-то такое специальное, единственное на что он способен.
Герой плывёт по течению и девочка - обстоятельство, которое с ним приключается. Внезапную, маленькую, странную, чужую, но ставит ему - цель! Пусть эта задача не выполнимая, ездить по городам и искать её бабушку... Когда она в унынии закрывается в туалете, а он зачитывает ей список городов, где возможно живёт её бабушка, то скорее всего, чтобы просто остановить его, она говорит, что в Вупертале! И они едут в Вуперталь... Винтер всю жизнь живёт, как зачитывает список городов. Всё его движение - ложное движение. И вот вдруг она называет ему пусть даже от фонаря некий пункт назначения, дальше они интересуются у таксиста - не в этом ли городе? Намечается маршрут, возникает призрачная, но цель!
Важно то, как он запечатлевает реальность , чтобы её увидеть на этих снимках, какие бы они не были негламурные. Точно также Робби Мюллер, который умеет и очень красиво снимать снимает это кино совсем неброско, но абсолютно завораживающе. Очень важное свойство - такая нейтральность, такая бесстрастность с колоссальным внутренним движением. Когда они ищут ,скорее всего, несуществующую бабушку Алисы Винтер вдруг вспоминает, что где-то живут и его родители... По всей картине разбросаны разрывы и связи, возникает сюжет его родственников, которых он также забыл, как мама забыла дочь. По ходу этой одиссеи происходит поиск этих связей с чужими людьми, всплывают разрывы с родными. Это очень прихотливые отношения, которые случайно и спонтанно возникают и также исчезают, оставляя след на полароидных снимках.
Винтер снимает не только пейзажи, но и себя с Алисой. Отличный момент, когда получается кадр, где его лицо и лицо Алисы отражаются в его собственной фотографии . Затем они вместе фотографируются ,кривляясь, в фотобудке. Тем не менее слепок этой ерунды остаётся с ними, как свидетельство их душевной близости в общем кризисе экзистенциальной заброшенности.
Понравилось упоминание режиссёром самого себя, когда Филипп и Алиса приходят в аэропорт в Амстердаме, девочка стоит у окна, понятно что мама не прилетела, а по радио объявляют: "Господин Вендерс, прибывшимй из Нью - Йорка, пожалуйста, пройдите туда -то..."))
"Алиса в городах" - первая часть трилогии (1974 год), "Ложное движение" - (1975 год), и в (1976) - "С течением времени" - третья часть. Все фильмы объединяют герои Рюдигера Фоглера, замечательно сыгравшего Филиппа Винтера. Далее актёрски он не прославился, кроме работы с Вендерсом, особенно в этих трёх фильмах. Он создал автопортрет Вендерса. Видимо, поэтому режиссёр так привязался к этому актёру. "Алиса в городах" на голову выше, чем остальные картины трилогии.
Алису сыграла Йелла Роттландер. Это была уже не первая её роль у Вендерса. Он экранизировал не самым лучшим образом самый классический роман американской литературы (очень хотел быть американским режиссёром) "Алую букву" Натаниеля Готторна (предыдущий фильм). Большого успеха он не снискал, но эта поучительная история про грешницу, на самом деле неплохого человека, имеющую пятилетнюю девочку от священника (дитя греха), которую как раз играла Йелла Роттландер. Она не так много снималась, но роль в "Алисе в городах" автоматически заносит её в историю кинематографа.
Довольно много фильмов, где взрослый и ребёнок находят какой-то контакт, предпринимают путешествие. Это было и у Чарли Чаплина и у "Кикуджиро" Такеши Китано, в фильме "Где-то"у Софии Копполы. На самом деле это такая рискованная конструкция, где присутствуют взрослый мужчина и маленькая 9-летняя девочка. Вендерс прошёл по довольно тонкой грани. Безусловно, это фильм о том, что называется словосочетанием родственные души, родственностью в каком - то ином , не кровном смысле. Трудность в том, чтобы раскрыть и показать эту тему в кино без каких - либо громких пафосных слов и событий. У Вендерса и Мюллера это получилось.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.