среда, 27 апреля 2016 г.

"Мелодия для шарманки" (2009)

Originally posted by kozhevnikov_r at Мелодия для шарманки

Кинопоиск

Жанр: рождественская сказка

Заметил, что если я и рекомендую какой-то фильм, то очень осторожно и с оговорками. А в данном случае я вообще ничего рекомендовать не буду. Потому что неудовольствие гарантировано. Он не для тех, кто требует «!Мне нужен позитив», он вообще не для тех, кто требует. Давайте я его просто немного опишу. Это рождественская сказка, цельная и простая. Для взрослых. Нет, там нет никаких сцен секса и насилия, детям и подросткам показывать можно, но им будет неинтересно, просто скучно. Оставшееся же промилле населения я мог бы заинтриговать тем, что в фильме будет всегда приятный Табаков с его барско-матроскинским выговором и замашками, артистично-аристократичная Литвинова с её жеманностью и параллельностью к миру и честная, как вкус сигарет, Земфира с потрясающим совпадением песни и сцены в кинематографе. Вот, пожалуй, и всё.

…Посмотрели? …Ну, я думаю, надо это как-то объяснить. В смысле вашу трату времени. Может, мне кажется, если я что-то объясню, то вы перемените к картине своё отношение? Да, дети подобранные некрасивые и одеты безвкусно, говорят они искусственно, безэмоционально, не соблюдая интонационную пунктуальность - в смысле без пауз и ударений. Как будто душевнобольные какие. Да, согласен, показанный мир больше похож на вторую половину 90-х – сейчас и мода другая и сходят люди с ума и жиру бесятся по-другому. А главное сейчас по-другому снимают кино. А Муратова снимает без капельки глянца, гламура, компьютерной обработки, выверенного ракурса, найденного фильтра, вылизанной картинки, свет опять же поставлен из рук вон плохо. Как будто нет в мире Коэнов, Триера, а из наших - Германа-младшего, Звягинцева. В общем, снимает грязно, некачественно, как будто на дефицитное количество посредственной советской плёнки «Свема» вместе с провинциальным оператором в конце 80-х.

Что я скажу? А вот так автор видит и больше по существу нечего сказать. И либо нравится, либо нет. Но скажу я вам, что за всей этой нарочитой театральностью при погружении в фильм проступает очень точный, современный образ общества. Все «отстои» и «лажы» картины происходят из-за того, что это рождественская сказка. А что такое рождественская сказка? Это то, что когда вы пьёте шампанское, едите оливье, курицу и торт, то в это же самое время кто-то умирает от голода, замерзает насмерть от холода, кого-то убивают на войне. В общем-то, большего смысла в этом празднике и нет. Всё остальное подмена понятий. Дети некрасивые – а потому что. А какие они должны быть? Вот вы, скажем, идёте по улице и говорите? «!О, как много красивых людей». Или, ещё лучше, едите на своём авто по дороге и говорите «!Обалдеть. Какие умницы. Какие вежливые человечища. Как прекрасно себя ведут и как прекрасно водят свои машины. Загляденье. !Рядом с какими же чудесными индивидами я столько лет жил и не замечал». Вот оно самое. Люди там, как и в жизни – совершенно к вам равнодушные. Не плохие, не хорошие, просто у них у всех есть свои дела, вместо такой дури, как вас развлекать. Например, есть такой момент: начальник охраны пытается показать своё рвение, какую классную систему скрытого видеонаблюдения он установил и вот посмотрите засёк ворюжку, директор супермаркета этого даже не замечает, зато замечает, что один товар раскупают больше, чем другой. Каждый занят своим делом. А дети там неплохие. Только у них тоже, как и у всех, очень важное дело - найти папу. Им зачастую некогда говорить своими фразами, поэтому они повторяют взрослое, заученное, безэмоциональное. Пытаются адоптироваться. Если увидите, то герои там – Алёна и Никита – переживают то же оцепенение, что и взрослые. Психология у всех одна, что и складывается в единую картину общества. Общества Супермаркета.

- Выпустите меня отсюда. Выпустите меня отсюда.
Это повторяет вслух попугай и внутренне каждый взрослый в этом замёрзшем мире. Охранники, продавцы, офисные клерки, вынужденные торчать на своей постылой работе, отбывая 8 часов обезжизненности каждый день. Спасаются каждый чем может. Могу добавить картинку от себя: кондуктор в автобусе, которая постоянно болтает по уху с подружками, да хахалями. Взгляд её не направлен на противную реальность и хамов пассажиров, разговор тоже обтекает действительность. Ходит по салону человек, сам с собою разговаривает, ни на кого не смотрит, протягивая руку за оплатой и отсчитывая сдачу. Успешный побег от реальности. Персонаж Табакова мчится на самолёт прочь из этого города, персонаж Литвиновой тяготиться золотой клеткой содержанки на попечении персонажа Табакова, это слышно по её ёрничанью по телефону. Ну и так далее, смотрите сами – там это сплошь и рядом. Кстати, замечательный эпизод со страстью к нарочито показному, наглому воровству – самое страстное, что испытывают люди.

- И ты не глупый. Просто тебе нельзя приказывать, не объясняя зачем. А взрослые это любят. Они считают, что ребёнок должен слепо повиноваться… Ты, когда не понимаешь где причина, а где последствия погружаешься в оцепенение.

- Ты способна слепо повиноваться?
- Это когда за тебя всё решают, а ты лишь получаешь удовольствие.
Второй психологический столб общества. Каждый хочет командовать, раздавать приказы без объяснений. При том сам эти непонятные приказы, спущенные сверху выполнять не хочет. У Гоголя было такое замечательно найденное слово чинúться – соотносится по чинам, встраиваться в вертикаль отношений «я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак». Так вот, в современном мире люди ценЯться – соотносятся по цене, по принципу «я богатый – ты дурак, ты богатый – я дурак». Вот пример: сцена в супермаркете, персонаж Табакова купив мальчика, не объясняет ситуацию, не просит проявить участие, а по привычке и нравам общества просто поручает за деньги местному охраннику передать его своей содержанке, которая должна вот-вот подъехать. Он думает, что он хозяин жизни и все ему должны и обязаны и всех он может купить. Охранник, желая побыстрей скинуть с себя ответственность перепоручает это дело другому, тот третьему, а так доходит, что мальчика выпроваживают на улицу, где он и теряется. Психологический портрет общества, где с одной стороны есть убеждение, обращённое к другим, что «все продаются и все покупаются». А с другой нутряное, человеческое бунтующее чувство, отнесённое к себе «это ты меня, сука, за вот эту-то недостаточную сумму с потрохами купить хотел. Это, значит, я столько стою? А вот хрен тебе». Что справедливо и для отношений я начальник – ты дурак и для «золотой клетки» персонажей Табакова и Литвиновой. Мёртвый клинч психологии, исходящей из того, что деньги главное в жизни. Спросите любого чёрта-душескупщика - он подтвердит: душа не продаётся, выскользает из любых кровавых контрактов. Душу нельзя купить, но с другой стороны, её можно продать и выскользнет тогда она из человека, так и не перейдя к скупщику, и пойдёт бродить по бесприютному миру.

А дети являются хорошей рекламой, умиляют публику, они способствуют росту продаж, как мелодия для шарманки служит для того, чтобы разжалобить слушателей, способствует росту подаяний. Или как понос восторженности в исполнении радио торговых центров. Это всё понятно. Но, как это ни парадоксальным может показаться, но именно Никита и Алёна являются единственными счастливыми людьми в фильме. Все вокруг равнодушны ко всем, все эгоистично хотят любви, но её не получают. А у Никиты и Алёны есть они сами, друг друга любят, да ещё готовы и поделиться любовью с папами. Только вот у пап не спросили, те то уже сделали своё дело и смылись. На самом то деле они не идут к любви и счастью, идут они к разлуке и гибели, а вот любовь и счастье – это то, что они переживают в фильме. Рано или поздно большой мир должен был детей умертвить, что и происходит. Блудные отцы не позволят детям полюбить, отогреть замёрзший мир.

Почему это произведение почило невостребованным? Да потому что звучит как обвинение нас за наши же добродетели. Скажем, в «Ночном продавце» звучит тот же посыл как диагноз общества «всем на всё наплевать». Кстати и торговая площадка, как главная сцена нынешнего акта времени там выявлена !Но. «Ночной продавец» был хорошо сдобрен сексом, насилием, клипом и юмором. Вся «философийка» там говорилась впроброс, как бы придурковато. Продолжил дело несерьёзности фильм «Изображая жертву», где тоже было то же самое: две мясных котлеты-гриль, специальный соус, сыр, огурцы, салат и лук, всё на булочке с кунжутом. Народ и съел, режиссёр модный. Не, «Изображая жертву» хороший фильм, а «Юрьев день» так и не балаганит вовсе. Тут же и шнуровское «Рождество, б...ь, распродажа» с последнего альбома. Но, главное в том, что лишь единицы людей способны на акт искусства. Муратову отличает от них то, что для неё аудитория, контакт, окупаемость не так высоко ценимы. Она позволяет себе быть против течения, против всего этого стёбно-несерьёзного постмодерна. «Как, разве я равнодушен?» - возмущается во мне самоуважение. Есть там и такой эпизод: даже подающий милостыню является лицом равнодушным, бездушным. «Как, я и после этого равнодушен? Ну, уж нет. Я не согласен. И вот что я скажу. Мир слишком несоразмерен мне. Если я пойду выручать хотя бы одну сироту, то. Кто будет кормить моих детей? Неконструктивно это. Нет уж, фигушки. Каждый сам за себя, один бог за всех». Эти наши добродетели, кстати, лучше всего выражены в главной русской книге современности – «Мастере и Маргарите». Там тоже ребята никому не помогали, а лишь выкручивались сами, не гнушаясь якшаться с нечистой силой. А по поводу смерти детей молчаливо соглашались с философствованием Воланда «Счастливая смерть, не успел нагрешить» и тут же забывали про чужие неприятности. Весьма, тюремная психология. «Никогда ни у кого ничего не проси. Сами придут и дадут». Полагайся только на себя. «Не верь, не бойся, ни проси». И вот как же горько осознавать, что современное общество, по сути, основывается на заветах, выведенных в сталинское время. Я не на много гуманней тех людей и такие убеждения – они мои, я с режиссёром не согласен, но по мне получается, дети должны быть избиты, ибо я не согласен в корне поменять свою психологию. Но какую-то часть правды я в нём чувствую, ровно как и чувствую в себе невозможность принять эту часть правды. Фильм Муратовой обвиняет меня за мои же добродетели. Понятно почему он не нашёл успеха у зрителя. Минуя Булгакова, он восходит к Гоголю, к его «Мёртвым душам». А они были, по сути, попыткой переиздать, написать новую версию Библии, т.к. старая уже не действовала. Попыткой описать возможность общества, где крепостной, барин, да и сам царь были бы единой, дружной семьёй. И любовь всеобщая. Гоголь умер от истощения душевных сил, придя к ощущению невозможности сотворения Эдема даже в рукописи.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.