Originally posted by d_desyateryk at «Конформист»/Il Conformista (Франция-Германии-Италия, Бернадро Бертолуччи, 1970)
Кинопоиск
«Конформист» ( Il Conformista, совместное производство Франции, Германии, Италии) снят в 1970 году тогда еще 29-летним Бертолуччи по одноимённому роману Альберто Моравиа (1951).
Действие фильма начинается в Риме в 1938 году, в расцвет фашистской диктатуры в Италии. Тридцатитрёхлетний аристократ Марчелло Клеричи (Жан-Луи Трентиньян) из всех сил стремится обрести статус благонадежного гражданина. Он поступает на службу к фашистам и собирается жениться на симпатичной, но более ничем не примечательной буржуазке по имени Джулия (Стефания Сандрелли). Как становится ясно из его воспоминаний, Марчелло с детства отчужден от родителей (мать — морфинистка, отец — в психиатрической лечебнице), а также винит себя в смерти пристававшего к нему красавца-водителя Лино (Марчелло уверен, что застрелил его, будучи 12-летним подростком).
ПРОСТАЯ КАРЬЕРА МАРЧЕЛЛО КЛЕРИЧИ
«Конформист» ( Il Conformista, совместное производство Франции, Германии, Италии) снят в 1970 году тогда еще 29-летним Бертолуччи по одноимённому роману Альберто Моравиа (1951).
Действие фильма начинается в Риме в 1938 году, в расцвет фашистской диктатуры в Италии. Тридцатитрёхлетний аристократ Марчелло Клеричи (Жан-Луи Трентиньян) из всех сил стремится обрести статус благонадежного гражданина. Он поступает на службу к фашистам и собирается жениться на симпатичной, но более ничем не примечательной буржуазке по имени Джулия (Стефания Сандрелли). Как становится ясно из его воспоминаний, Марчелло с детства отчужден от родителей (мать — морфинистка, отец — в психиатрической лечебнице), а также винит себя в смерти пристававшего к нему красавца-водителя Лино (Марчелло уверен, что застрелил его, будучи 12-летним подростком).
Марчелло с женой в медовый месяц отправляются в Париж. Попутно он получает задание - убить профессора-антифашиста Квадри (Энцо Тарашио), эмигрировавшего во Францию после прихода к власти Муссолини. Он должен выйти на профессора (Марчелло когда-то был его студентом, и кроме того, влюблен в его жену), при возможности выманить его из столицы и застрелить. Одним словом, чтобы окончательно стать своим, необходимо совершить предательство и убийство.
«Конформист» в свое время снискал немалый успех. На Берлинском кинофестивале 1970 года он получил приз журналистского сообщества, позднее номинирован на «Золотой глобус» в категории «лучший иностранный фильм» и на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. Френсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Стивен Спилберг говорили о „Конформисте“ как о первом повлиявшем на них современном фильме.
В советский прокат картина попала в предельно искалеченном виде: сокращенной на 40 минут (по словам режиссёра, урезанной «до полной неузнаваемости»), в чёрно-белом варианте, да еще и перемонтированной. Ныне, пусть и в ограниченном прокате, вышла не просто полная, но и отреставрированная версия.
В свое время фильм хвалили за формальное новаторство; однако гений киноформы, радикал Жан-Люк Годар, которого Бертолуччи боготворил, отреагировал на ленту пренебрежительно. Сегодня понятно, насколько в худшем смысле слова театральна стилистика «Конформиста»– с множеством грубых мазков, с чрезмерной, или, напротив, невнятной работой исполнителей; ключевая сцена убийства профессора и его жены превращена в крикливый, затянутый гиньоль. Пытаясь показать податливость героя, Бертолуччи полностью стирает его личность, низводя характер Марчелло до набора порывистых движений и не всегда мотивированных реакций. Трентиньян – выдающийся актер, но задание от режиссера он получил явно неинтересное. Все политические и экзистенциальные конфликты сводятся, по сути, к очень ограниченному набору психосексуальных травм протагониста.
Но что же, собственно, остается от «Конформиста», если его эстетика уже не действует? Остается история, даже с моралью.
Герой несет на себе двойную ложную вину: во-первых, вымышленную им самим – он думает, что убил того человека; другое бремя наложено «моральным большинством» – Марчелло чувствует себя ущербным из-за своей скрытой гомосексуальности. Чтобы заработать алиби, он и стремится стать образцовым членом общества, именно поэтому – а не по убеждениям –идет служить к фашистам (прекрасно зная им цену), женится на нелюбимой, но благонравной женщине, соглашается на унизительные процедуры медицинской проверки перед браком и по заданию партии берется за самую грязную работу.
Любая тирания держится не на опричниках, гестаповцах или КГБ-шниках, а на тех, кто гордится своим соответствием общепринятой, сколь угодно уродливой норме, кому не больше всех надо, кто знает свой шесток, не лезет поперед батьки в пекло, считает, что его хата с краю, что «всё без нас решили» и рассуждает о том, что «нет однозначно черного или белого» даже по соседству с концлагерем.
На конформистов опирался Янукович, на них же опирается Путин, а кровавый кошмар на Донбассе – это бунт соглашателей, что звучит как оксюморон лишь на первый взгляд.
За зиму многие из нас конформистами быть перестали. Возможно, иногда неожиданно для себя. Но напомнить об ужасе конформизма лишний раз не помешает. Вот почему премьера этого, пусть и переоцененного фильма, весьма актуальна.
Ведь не все помнят строки Александра Галича, написанные еще за 7 лет до выхода «Конформиста» в свет:
Вот так просто попасть в богачи,
Вот так просто попасть в первачи,
Вот так просто попасть в палачи:
Промолчи, промолчи, промолчи.
«Конформист» в свое время снискал немалый успех. На Берлинском кинофестивале 1970 года он получил приз журналистского сообщества, позднее номинирован на «Золотой глобус» в категории «лучший иностранный фильм» и на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. Френсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Стивен Спилберг говорили о „Конформисте“ как о первом повлиявшем на них современном фильме.
В советский прокат картина попала в предельно искалеченном виде: сокращенной на 40 минут (по словам режиссёра, урезанной «до полной неузнаваемости»), в чёрно-белом варианте, да еще и перемонтированной. Ныне, пусть и в ограниченном прокате, вышла не просто полная, но и отреставрированная версия.
В свое время фильм хвалили за формальное новаторство; однако гений киноформы, радикал Жан-Люк Годар, которого Бертолуччи боготворил, отреагировал на ленту пренебрежительно. Сегодня понятно, насколько в худшем смысле слова театральна стилистика «Конформиста»– с множеством грубых мазков, с чрезмерной, или, напротив, невнятной работой исполнителей; ключевая сцена убийства профессора и его жены превращена в крикливый, затянутый гиньоль. Пытаясь показать податливость героя, Бертолуччи полностью стирает его личность, низводя характер Марчелло до набора порывистых движений и не всегда мотивированных реакций. Трентиньян – выдающийся актер, но задание от режиссера он получил явно неинтересное. Все политические и экзистенциальные конфликты сводятся, по сути, к очень ограниченному набору психосексуальных травм протагониста.
Но что же, собственно, остается от «Конформиста», если его эстетика уже не действует? Остается история, даже с моралью.
Герой несет на себе двойную ложную вину: во-первых, вымышленную им самим – он думает, что убил того человека; другое бремя наложено «моральным большинством» – Марчелло чувствует себя ущербным из-за своей скрытой гомосексуальности. Чтобы заработать алиби, он и стремится стать образцовым членом общества, именно поэтому – а не по убеждениям –идет служить к фашистам (прекрасно зная им цену), женится на нелюбимой, но благонравной женщине, соглашается на унизительные процедуры медицинской проверки перед браком и по заданию партии берется за самую грязную работу.
Любая тирания держится не на опричниках, гестаповцах или КГБ-шниках, а на тех, кто гордится своим соответствием общепринятой, сколь угодно уродливой норме, кому не больше всех надо, кто знает свой шесток, не лезет поперед батьки в пекло, считает, что его хата с краю, что «всё без нас решили» и рассуждает о том, что «нет однозначно черного или белого» даже по соседству с концлагерем.
На конформистов опирался Янукович, на них же опирается Путин, а кровавый кошмар на Донбассе – это бунт соглашателей, что звучит как оксюморон лишь на первый взгляд.
За зиму многие из нас конформистами быть перестали. Возможно, иногда неожиданно для себя. Но напомнить об ужасе конформизма лишний раз не помешает. Вот почему премьера этого, пусть и переоцененного фильма, весьма актуальна.
Ведь не все помнят строки Александра Галича, написанные еще за 7 лет до выхода «Конформиста» в свет:
Вот так просто попасть в богачи,
Вот так просто попасть в первачи,
Вот так просто попасть в палачи:
Промолчи, промолчи, промолчи.
когда я увидел в интернету упоминание что фильм был с советском прокате сильно удивился.
ОтветитьУдалитьЛадно сцену купе могли вырезать. Но все что про гомосексаулизм и педофилию...
Вот оказывается как у нас умели :) 40 минут минус