среда, 3 января 2018 г.

"Самсон" (1961)

Оригинал взят у dm_bondarenko в "Samson" (1961)

Кинопоиск

Первым кинематографическим опытом Анджея Жулавского стали съемки «Самсона», где он сыграл небольшую роль в начале фильма и, что важнее, был ассистентом Анджея Вайды. Любой поклонник Анджея Жулавского уловит в «Самсоне» несколько отголосков будущих фильмов мастера, но сначала нужно рассмотреть фильм в целом.

Фильм содержит историю еврейского юноши Якуба Голда, до войны несправедливо обвиненного в убийстве студента и заключенного в тюрьму. В начале войны тюрьму закрывают, но Якуб оказывается в варшавском гетто. Попав в гетто Якуба назначают в похоронную команду и в один из дней ему приходится хоронить собственную мать. Во время похорон ему с товарищем удается сбежать из гетто, но Якуба начинает мучить совесть и он хочет вернуться обратно в гетто…

На войне, как и в любой другой экстремальной ситуации, вместе с храбростью также часто встречается и малодушие. В большинстве своем малодушие прикрывается самообманом. Инстинкт самосохранения подталкивает лгать, скрывать и делать иные малоприятные вещи, чтобы выжить. Но именно в экстремальных условиях раскрывается истинная природа человека и прежнее впечатление о человеке часто становится ошибочным. Но перед раскрытием должно пройти определенное время.

Анджей Вайда снял фильм о нравственной трансформации малодушного человека во время войны. В начале фильма Якуб показан инертным человеком, «плывушим по течению». Он не пытается оспорить несправедливый приговор суда, не пытается сопротивляться оккупантам. Но сбежав из гетто он занимается самообманом говоря себе, что обязан туда вернуться. Несмотря на это, через некоторое время внутри него начинает просыпаться иной человек.

Казалось бы, при чем тут Анджей Жулавски? Но смотря (простите за тавтологию) «типичный фильм Анджея Вайды» периодически видишь вкрапления «типичного фильма Анджея Жулавского». Прежде всего, «Самсон» активно использует религиозную тематику, как «Третья часть ночи» и «Одержимая». Также чувствуется, что Анджей Вайда позволял молодому ассистенту снимать отдельные сцены и частично работать с актерами.

Мне кажется, что сцены в гетто были точно сняты Анджеем Жулавски, потому что они напоминают сцены из «Третьей части ночи». Анджею Жулавски хватило всего несколько минут, чтобы изобразить гетто как жуткое преддверие Ада, в который вскоре попадут большинство жителей и повезет только тем, кто раньше это сделает, пока не придут палачи и не вырежут все население.

Смотря на некоторые сцены с Якубом, я думаю, что с ним поработал Анджей Жулавски. Кто-то считал, что Жулавски вводил своих актеров и в особенности актрис в транс, а сам покойный режиссер говорил о своей методике упражнений. Но не суть, в игре Якуба чувствуются отголоски будущих героев Жулавского. В особенности это касается сцен в погребе, где происходит духовное перерождение Якуба, похожих на несколько сцен из «Одержимой».

Анджей Вайда, с помощью Анджея Жулавского, снял фильм о героизме простого человека, показавшего себя равным легендарным героям еврейского народа. Этот фильм не очень известен в фильмографии Анджея Вайды, но я рекомендую его посмотреть. А молодой ассистент скоро станет вторым режиссером на съемках «Пепла», в котором можно увидеть еще больше отголосков будущих фильмов Анджея Жулавски.

Сообщение модератора
  Рецензия опубликована вне очереди как поощрение за первое место предыдущей публикации автора в рейтинге популярности на начало января.
 

1 комментарий:

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.