вторник, 30 января 2018 г.

"Арбузные корки" (2016)

Оригинал взят у altereos в Наброски к портрету поколения (о фильме «Арбузные корки»)

Кинопоиск


В критических обзорах и в интервью с режиссером «Арбузные корки» часто презентуются как некий «портрет поколения» — молодого поколения (20-25 лет) гаджетов и соцсетей, поколения якобы избалованного, испорченного, инфантильного. После просмотра такой подход вызывает недоумение: это не портрет, а в лучшем случае набросок или спонтанная зарисовка. В фильме три главных героя — два парня и девушка. Мало того, что они очень разные, эти три персонажа никак не охватывают все социальные группы современной российской молодежи. Если тут и есть портрет, то это портрет современных девушек из мегаполиса, портрет неприятный и неприглядный. Все три женских персонажа, включая два второстепенных, олицетворяют пороки современных молодых женщин: блудливость, холодность, истеричность, инфантильность, беспринципность, аморальность и т.д. Ну вы же понимаете, что такой взгляд очень однобокий и необъективный, это не портрет, а мрачная карикатура. Да и фильм-то не об этом…

«Арбузные корки» — это мужской фильм. Из трех историй самые насыщенные, самые содержательные — это истории про Георгия (Герыча) и Матвея. Именно они произносят самые интересные и запоминающиеся реплики, которые уже мелькают в интернет-пабликах в виде цитат, мемов, статусов. «Арбузные корки» — это драма двух молодых людей, у каждого своя драма, разделяющая жизнь, по сути, на «до» и «после» (здесь не буду спойлерить). Чувствуется, что и личный жизненный опыт режиссера как-то здесь проявился. Проблемы женских персонажей не воспринимаются как драмы — скорее, как наказание за дурость. Диалоги девушек скучны, холодны и поверхностны — неслучайно они порой заглушаются ветром и окружающим шумом. Честно говоря, такое негативное отношение к женскому полу в рамках данного фильма мне непонятно. Если в этом есть ирония, то ее плохо видно. Более того, если девушка по имени (или кличке?) Америка однозначно воспринимается как расчетливая бездушная тварь, то в бабнике и разбалованном мажоре Герыче видна благородная поэтическая натура (так и вижу его будущее: года через 2-3 нагуляется, перебесится и станет достойным гражданином и надежным мужем). Про Матвея и вовсе ничего плохого сказать нельзя. Именно Матвей выдает самую душераздирающую сцену, связанную с воспоминаниями об отце. У Герыча тоже какие-то терки с отцом, так что «Арбузные корки» — это еще и про отношения отцов и сыновей. Но… нет. На реальную проблематику режиссер не выезжает.

Не очень понятна и метафора гнилого арбуза (один из парней вспоминает эпизод из детства), из которого вытекает название «Арбузные корки«. Гнилой, червивый арбуз — вроде как метафора поколения, которое за яркой оболочкой (модная одежда, стильные гаджеты, аксессуары, шикарные авто) скрывает прогнившую натуру. Такое отношение к современной молодежи, мягко говоря, спорное, к тому же, как мы выяснили, никакого портрета поколения в фильме нет. Поэтому «Арбузные корки», на мой взгляд, не более чем оригинальное, запоминающееся название, очень удобное для раскрутки проекта.

Что же такое «Арбузные корки» — я бы назвал этот фильм «упражнением в режиссуре». Борис Гуц выбрал сложную композицию и блестяще ее реализовал. Режиссер представляет по очереди три эпизода, происходящие в один и тот же временной промежуток (не считая флэшбэки) и в одном месте (пляж одного из московских водоемов). Одно и то же пространство и одни и те же ситуации мы видим глазами трех молодых людей. Самый известный случай использования такого приема — это «Расемон» Акиры Куросавы. Однако «Расемон» — это детектив, который часто упоминался в контексте «Арбузных корок», из-за чего возникало ожидание, будто Борис Гуц сделал такой же необычный и увлекательный детектив. И некий утопленник, который упоминается во всех аннотациях, намекает на детективную интригу. Так вот, никакого расследования в «Корках» нет. Тем не менее, синхронизация трех историй между собой проведена великолепно, и мелкие различия только подчеркивают особенности индивидуального восприятия каждого из основных персонажей.

Еще Борис здорово показывает два пласта общения — обычный разговор и переписка через гаджеты — которые друг другу противопоставляются. Вставки из месенджеров в кадре выглядят гармонично, прикольно, придают сюжету дополнительный смысл и интригу. И по этим виртуальным сообщениям опять же видно особое отношение режиссера к героиням: для парней смски выполняют чисто практическую функцию, а для девушек это чуть ли не основной способ общения между собой. Снова подчеркивается пропасть между душевным мужским миром и холодным женским. Можно докопаться и до различий в лексике: «Печальное кино«, — меланхолично произносит Матвей. «Трэш какой-то«, — пренебрежительно добавляет Америка. Обратите внимание на примитивный и избыточный жаргон Америки:


А вот лаконичное и грамотное сообщение Георгия:


Главная заслуга «Арбузных корок» в том, что они перебрасывают заманчивый мостик к будущим работам Бориса Гуца, в которых, можно надеяться, режиссерская виртуозность будет подкреплена внятной концепцией действия, которой все-таки не хватает в «Корках». Слишком много вопросов здесь возникает относительно смысла происходящего (вопросы типа «что хотел сказать автор?») и все они обрываются на уровне смутных намеков и неявной иронии. Вместо арбуза — корки, вместо портрета — наброски.

3 комментария:

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.