вторник, 9 января 2018 г.

"Свободное радио Альбемута" (2010)

Кинопоиск


Отталкиваясь от естественного общения главного героя с тем, что мы назвали бы сегодня Единым Информационным Пространством (VALIS), Филипп Дик, по мотивам произведений которого снят этот фильм, дед современного кибер-панка, -присутствующий и сам в этом фильме как свидетель некоего таинства души, — ставит нас в тупик, — и мы уже не можем с точностью утверждать, не выдумана ли эта история спецслужбами, не является ли она одной из тех, что написали и выпустили от имени писателя безмозглые обыватели из организаций типа «Наши» или ЗАД. Не искажено ли настоящее Радио Альбемута тем самым одним процентом лжи, которого, по Геббельсу, достаточно добавить к 99 процентам правды, и суперложь запущена?

Видимая малобюджетность и нераскрученность фильма добавляет сомнений к уже существующим. Нарочито сделанный как наспех смонтированная андеграундная плёнка, фильм уносит зрителя в мир той реальности, которая предстала бы перед нами, если бы мы вышли за видимость матрицы или за пределы наших городов «тринадцатых этажей». Но оказывается, этот бенефис Джона Алана Саймона снят на деньги сообщества поклонников и Радио Альбемута, и Братства Филипа Дика, а потому мир, нарисованный художниками в фильме, становится реальностью.

… Почему романы Филипа Дика малоизвестны и не бьют в лицо понтами или кислотными трипами, не ущемляют гордыню амбициозностью вывернутых наизнанку сознаний, как у Пелевина? Почему не заставляют почувствовать своё тщеславное ничтожество, оплёванное «культовыми дауншифтерами» из числа поклонников вольных путешествий на деньги родителей — псевдогероями псевдо-Керуака?..

«Свободное радио Альбемута» не говорит ни о надрывных трипах бывших миллионеров в Гоа, ни о трансерских страданиях отдыхающих на Бали изнемогающих от ума и красоты авторитарных дам, уставших тратить ненужные уже деньги. Романы Дика читают студенты и программисты, герои заштатных городков, эти дети open mind и Стругацких, мечтатели, которые понятия не имеют о кокаине в коворкингах, «неоновых демонах» в лофтах или о ночных тренажерках в Digital October и моде на стим-панк. Его романы не юродствуют о ченнелингах или «голосах» шизофреника, они — всего лишь жестокий учебник для сталкера. Его произведения шёпотом говорят с нами о нас же самих, и о Боге, встречу с Которым не купить ни в одном из модных и дорогих ашрамов-бутиков. А где Бог, там и Свет, а где Свет, — там сразу видны и фашистские режимы, и коррумпированные президенты.


Пожалуй, сами герои фильма, познавшие Альбемут и VALIS, определили бы эти политические системы как осиные гнезда перегрызшихся язычников в рабстве тьмы, — примеры которых так хорошо поданы в сериалах от «Великолепного Века» до «Игры Престолов». Но суть фильма глубже, потому что и Нероновский режим, когда возникли первые христиане, был более тяжким, и, тем не менее, и он был легко преодолён. Не потому ли фильм снят камерно, скромно и тихо, каким был, видимо, и сам мудрец Филип Дик? Да и как ещё можно рассуждать о Боге?


«Прежде, когда Жирный Лошадник наблюдал взаимопроникновение двух миров и видел не только Калифорнию 1974 года, но и Древний Рим, он наблюдал в этом взаимопроникновении одну общую структуру, присутствующую в обоих мирах, — Черную Железную Тюрьму. Именно она именовалась в его сне «Империей». В ней были заключены все, не осознавая того. Черная Железная Тюрьма являлась их миром.

Кто построил тюрьму и зачем — Жирный не знал. Хотя кое о чем догадывался: тюрьму пытались разрушить. Организация христиан — не обычных христиан, тех, что каждое воскресенье посещают церковь и молятся, а тайных ранних христиан в серых балахонах — с энергией и воодушевлением начала осаду тюрьмы».

Христианство подставило нас. Оно должно было давно уже вскрыть Лимбо. Многие современные монахи тоже знают об этом — я случайно услышала их разговор об этом в Дивеево, — о том, что после смерти душа может попасть в «железную комнату», откуда вымолить её сможет только праведник, — говорили монахини, отослав и туристов, и послушниц, думая, что их никто не слышит, — и этот разговор поразил меня. Но только когда я позже прочитала Филипа Дика, я поняла, о чем именно шла тогда речь.


Итак, как оказалось, христиане должны были сотворить с нами трансгресию и трансформацию. «Лошадник понимал: на сей раз тайные ранние христиане в серых балахонах должны взять тюрьму Лимбо, а не найти обходной путь. Таким образом, тайные христиане становились тоже супер — или транстемпоральными, то есть существующими во всех временах одновременно».

Первые ласточки — были революционеры сознания 60-х, вторые — создатели вирта, того самого, описанного Джеффом Нуном, но уже в реале, — тайные хакеры, создавшие WWW, имитирующую духовное пространство за пределами и времени, и пространства, откуда пришла на Землю наша душа по неведомой причине. Но Система, конечно же, тут же придумала социальные сети, чтобы убить волшебство синергетического единения душ, вырвавшихся за ее рамки.

И если принять этот фильм-послание за истину, то всё человечество порабощено некими силами, выбраться из-под контроля которых нас и побуждают ченнелеры, — от Крайона до древнебиблейских пророков, а апофеозом этого было присутствие в жизни планеты Иисуса Христа.

Но Сопротивление Системе растет, — молодые люди, тайно собирающиеся на крышах небоскребов, верящие иссине-фиолетовые неоновые огни, мечтатели, чувствующие миллиарды близких душ где-то рядом, — это рождающийся внутри души каждого из нас вечно юный Бог, — и Он ждёт, когда все мы встретимся, — чтобы прийти на Землю во второй раз. Но будет ли Он судить мир огнем или объединит всех нас истинной Любовью? И наверное, сегодня, пресуществляя Лимбо, трансформируя Нигредо, каждый из нас уже немного знает ответ на это.

2 комментария:

  1. Благодаря этой рецензии я узнал о Филипе Дике, чьи произведения легли в основу таких культовых фильмов как "Бегущий по лезвию", "Вспомнить все", "Особое мнение", "Меняющие реальность". Недавно был запущен сериал "Электрические сны Филипа К. Дика".

    ОтветитьУдалить
  2. "Почему романы Филипа Дика малоизвестны"

    Ничего себе - малоизвестны :)

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.