четверг, 11 января 2018 г.

"Все или ничего" (2002)

Оригинал взят у isaak_rozovsky в Майкл Ли - наше "Все или ничего"

Кинопоиск


Майкл Ли режиссер довольно известный. Его фильмы не раз получали высокие награды на различных кинофестивалях, включая золотую "Пальмовую ветвь" в Каннах и "Золотого льва" в Венеции. Казалось бы, одного этого достаточно, чтобы автор фильмов приобрел шумную популярность. С Майклом Ли этого почему-то не произошло. Никакого сравнения с Джармушем, Кустурицей, Гиллиамом. Его знает и ценит довольно ограниченный круг кинолюбителей. И вовсе не потому, что его фильмы сложны, авангардны или еще как-то там. Напротив, он, что называется, абсолютный реалист (или неонеореалист?). Может быть, поэтому его творчество не вызывает скандалов, громких полемик и прочих необходимых для громкой славы атрибутов.

К тому же Майк Ли не "инфернален". Он явно относится к редкостной ныне категории т.н. светлых талантов. Показывая "жизнь, как она есть" (т.е. попросту "чернуху" в ее английском варианте) в конце фильма он, как говорится, дарит зрителю надежду. Разумеется, это не тошнотворный "хэппи энд", а скорее - слабый свет в конце туннеля. Но все-таки не абсолютный мрак.

Его фильм "Все или ничего" (2002) выставлявшийся в тех же Каннах, не получил никаких призов. Большинство кинокритиков объявили его творческой неудачей режиссера. На мой же вкус он представляет собой непревзойденный шедевр и творческую вершину среди всех фильмов, снятых Майклом Ли до сих пор.

Знакомство с этим режиссером произошло случайно. В один прекрасный день (точнее, вечер) я включил ТВ, а тут как раз начинался какой-то английский фильм "Все или ничего". Имя режиссера мне было неизвестно, первые же кадры - некрасивая болезненно полная девушка подметает коридор в приюте для стариков - вроде бы свидетельствовали, что это один из образчиков типичного "депрессивного английского кино", и я вознамерился было переключиться на что-то другое. К счастью, я решил "дать режиссеру шанс".

Сказать, что я был потрясен, явно мало. К этой потрясенности еще примешивался какой-то восторг длительного действия и восхищение несомненной (и нежданной) гениальностью неизвестного автора (авторов). Признаюсь, во время просмотра у меня несколько раз "перехватывало горло", что, уверяю вас, со мной случается крайне редко. Пересказывать фильм я не стану, хотя, как мне кажется, такой пересказ ничуть бы зрительскому восприятию не повредил. Просто пересказать его толком - задача не для моего скромного пера. Получилась бы какая-то малоинтересная чушь.

Именно поэтому уже через десять минут после начала просмотра меня начал "свербить" вопрос: кто автор этого гениального сценария? Придумать его, написать все эти диалоги казалось невозможным. Вспомнились слова неистового Виссариона: "Новый Гоголь явился". Ну, положим, не Гоголь, а Чехов. Это, пожалуй, точнее. Кто же он - неведомый британский Чехов?

Каково же было мое удивление, когда наутро я полез в интернет, чтобы узнать что-то об авторах фильма, и выяснил, что СЦЕНАРИЯ НЕ БЫЛО(!). Ни готового, ни приблизительного. Как снимался этот гениальный экспромт - до сих пор ума не приложу.

Что сказать еще? Ну, конечно, следует отметить фантастическую и абсолютно безыскусную игру всех без исключения актеров. Но об одном, также дотоле мне неизвестном, о Тимоти Сполле следует сказать особо. Это - великий актер! Увы, он обладает не слишком счастливой для кинематографа внешностью, что ограничивает его приглашение на главные роли "глупыми режиссерами". А ведь он, да простится мне такое сравнение, мужской вариант Мазины или Чуриковой.

Словом, единственное, что я могу добавить к вышесказанному - если вы еще не видели этот фильм (или видели его "вполглаза"), то он стоит просмотра. Только не перепутайте его с фигурировавшим в российском прокате под тем же названием американским фильмом о каком-то футболисте, кажется... Я уверен, что большинство последовавших моему совету скажет мне и, конечно же, Майклу Ли спасибо. Ведь это непозволительная роскошь - пропустить один из редких по нынешним временам киношедевров.

1 комментарий:

  1. Посмотрел вчера фильм. Действительно, не уступает Чехову. Теперь мне понятно, почему новый "Доктор Кто" начинается во дворе многоквартирного дома.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.