Оригинал взят у shraibman в ФАНАТИК (Believer)
Кинопоиск
"Странные плоды вызревают порой на древе иудейском"
Слово "еврей" звучит в киноленте столь часто, что в конце концов начинает раздражать; кажется смысл, значение этого слова ускользают. Попробуйте повторить много раз подряд какое-нибудь слово - произойдет тоже самое.
В центре картины трагическая фигура Дениэла Балента, еврейского юноши, ставшего нацистом. Евреи, служившие в вермахте (по некоторым сведеньям таких насчитывалось несколько сотен или тысяч человек) делали это ради спасения жизни, по сути они не были ни нацистами, ни немецкими национал-патриотами, а были они, как правило, обыкновенными конформистами. Не таков Дениэл, сделавшийся нацистом добровольно.
Ненависть к евреям у этого молодого человека искренняя, неподдельная - настолько, что он записывается в банду бонов и планирует убийство евреев. Но в чем виноваты евреи и за что он их так ненавидит? Признаться, я боялся фрейдистских объяснений (отношения, сами понимаете, с отцом или с матерью), но к счастью для картины этот пласт хотя и присутствует, но смазан, и не на него делается ставка.
Дениэл интеллектуально намного более развит, чем его единомышленики, он детально обосновывает свой антисемитизм (впрочем некоторая его заносчивость становится объектом насмешек со стороны его весьма неглупой подруги из неофашистской (не боновской) среды, которая быстро просекает фишку ("Дени, почему Вы, евреи, считаете себя самыми умными?") но молодого человека не сдает, и даже, сама, в конце концов обращается в иудаизм). Дениэл выдвигает множество объяснений того, почему всякий приличный человек должен ненавидеть евреев.
Еврейский ум, воспитанный Торой, склонен к акбстракциям. Абстракциями подменяет он реальную жизнь, разрушая, таким образом, ее корни. Дерево всего лишь дерево, земля - это только земля, мать и отец - те, кто дал нам жизнь и воспитал. Простота и чистота "естественного существования" народов Европы ушли в прошлое, их смел зловещий еврейский гений. Еврейский ум - изощренный, извращенный, ловкий все подвергает сомнению и разрушает, он - яд, внедренный в цивилизацию и постепенно убивающий ее. Он подменил реальные конкретные предметы научными и философскими обобщениями, он релятивировал мораль уже тем, что взял ее под сомнение и показал ее относительность, он поставил на место родителей фрейдовских чудовищ, здоровую хозяйственную жизнь подменил глобальной торговлей, а цельный народ - борющимися классами.
Все эти обвинения типичны для европейского романтического национализма и консерватизма 19- начала 20го столетий. Однако, разве современная цивилизация такова, какой ее представляют поклонники такого мировоззрения? Разве она, в самом деле лишена экономического неравенства? Разве родители наши и в самом деле святые люди? Все это в большей или в меньшей степени осознается и самим Дениэлом, и если и не проговаривается им, то становится понятным ему по мере развития сюжета.
Любопытно, что отчасти эти аргументы - зеркальное отражение примитивного еврейского национализма ("Мы самые умные - дали миру Маркса, Фрейда, Эйнштейна и еще кучу других"). Они ошибочны уже хотя бы потому, что, как отмечает Ханна Арендт, еврейский гений не был еврейским - большинство его "носителей" являлись радикальными ассимилянтами, мечтавшими вырваться из местечкового гетто в Большой Мир. Иными словами они были более радикальными и убежденными последователями и носителями европейской культуры, чем сами европейцы. Проблемы, таким образом, скорее в самой европейской цивилизации...
Еще одно обвинение в адрес евреев - стремление превращать свою слабость в силу. У евреев "жалкая женская душа, - говорит Дениэл, - они слабы, но именно по этой причине и опасны, так как завоевывают человечество не военным путем, а с помощью обмана и хитрости". Кроме того, "у евреев нет своей земли и поэтому они ненормальны, и это хорошо понимал Гитлер". Ему справедливо возражает оппонент: "но есть ведь Израиль". Такое впечатление, что Дениэл и сам все понимает. Он бросает замечание, что сионисты похожи на нацистов: но ведь это, как раз, и опровергает всю его аргументацию!
Что же остается? В конце концов, ораторствует Дениэлл, "нет никаких рациональных причин ненавидеть евреев, а если бы они и были, так всегда найдется какой-нибудь хиитроумный жид, который их опровергнет". Только одна причина ненавидеть евреев: "они просто есть, они плохи тем, что существуют, занимая определенное жизненное пространство". Этот тезис заимствован напрямую уже не из европейского традиционного антисемитизма, а из заявлений преподавателей еврейских (черт возьми, опять это слово!) экстремистских националистических ешив: гои ненавидят евреев без всякой причины, только за то, что те - евреи; ненависть гоев абсолютно иррациональна.
Вообще, для тех, кто не в теме, фильм может быть не вполне понятен. Тем же, кто в теме, любопытно будет наблюдать, как перевертывается и превращается в антисемитизм еврейская националистическая риторика.
Но только Дениэл-то ведь и сам еврей, так какого же рожна...
Истинной причиной, которая постепенно раскрывается в фильме, является бунт против бога, возмущение его жестокостью. Дениэл - верующий иудей, более того, единственный, по настоящему верующий среди всех окружающий его людей. Именно поэтому он не в силах простить жестокость и несовершенство мира, жестокость самого бога. Разве милосердный творец мог заставить отца убить сына? Но именно так поступает бог с Авраамом. Что толку, что бог в последний момент останавливает руку Авраама: в душе тот уже принес сына в жертву, уже убил его... И вот на этот аргумент, на самом деле направленный не только против иудаизма, но против всех аврамистических религий, Дениэл, даже будучи "хитроумным жидом", возразить не может...
В конце концов, кривая поступков, продиктованная логикой ситуации, приводит Дениэла к закономерному и предсказуемому финалу. Единственный возможный выход для радикального еврея-антисемита - самоубийство. Убив себя, он продолжает путь вверх, к богу, в светлую пустоту бесконечности - Эйн-Соф.
...Однажды в Индии жил юноша, искавший бога. Он так мечтал о встрече с богом, что это занимало все его помыслы и родственники сочли его сумасшедшим. Он говорил, что без встречи с богом ему жизнь не мила, но как искать бога и где он не знает. Он вел себя странно, отказывался от еды. Наверное, он окончил бы дни свои в доме для душевнобольных, но вот однажды его встретила женщина, которая сказала, что если бы все в мире были такими сумасшедшими, как он, мир уже давно зажил бы святой жизнью. Юношу звали Гададхар Чаттерджи. Впоследствие он принял имя Рамакришна, и стал одним из самых выдающихся индийских мистиков, соединив опыт трех религий: индуизма, христианства и ислама.
...Попы, муллы, раввины и те толпы людей, котрые ходят в церкви, мечети, синагоги и хлопочут о получении постов, и загадывают желания, и молятся о том, чтобы бог им помог: ниспослал удачу, снабдил бы их какой-нибудь частичкой магической святости, каким-нибудь волшебным средством для решения земных проблем - вряд ли они являются верующими. Может быть истинная религиозная вера - действительно большая редкость? Может быть, ищущий бога человек - это и в самом деле святой, злодей или сумасшедший, кто угодно, только не из тех, "нормальных людей"?
Парадоксально, но, по самому большому счету, кинолента не о евреях, нацистах, антисемитизме, хотя эти слова повторяются беспрерывно. Этот фильм о поиске бога. О чудовищной космической мистерии, о попытке ограниченного человеческого существа постичь безграничное, Эйн-Соф, нечеловеческую правду.
Фильм в русском прокате называется "Фанатик", что не совсем точно, правильный перевод "Верующий". Думается, ошибка не случайна.
Михаил Магид
Кинопоиск
"Странные плоды вызревают порой на древе иудейском"
Густав Майринк. Голем.
Слово "еврей" звучит в киноленте столь часто, что в конце концов начинает раздражать; кажется смысл, значение этого слова ускользают. Попробуйте повторить много раз подряд какое-нибудь слово - произойдет тоже самое.
В центре картины трагическая фигура Дениэла Балента, еврейского юноши, ставшего нацистом. Евреи, служившие в вермахте (по некоторым сведеньям таких насчитывалось несколько сотен или тысяч человек) делали это ради спасения жизни, по сути они не были ни нацистами, ни немецкими национал-патриотами, а были они, как правило, обыкновенными конформистами. Не таков Дениэл, сделавшийся нацистом добровольно.
Ненависть к евреям у этого молодого человека искренняя, неподдельная - настолько, что он записывается в банду бонов и планирует убийство евреев. Но в чем виноваты евреи и за что он их так ненавидит? Признаться, я боялся фрейдистских объяснений (отношения, сами понимаете, с отцом или с матерью), но к счастью для картины этот пласт хотя и присутствует, но смазан, и не на него делается ставка.
Дениэл интеллектуально намного более развит, чем его единомышленики, он детально обосновывает свой антисемитизм (впрочем некоторая его заносчивость становится объектом насмешек со стороны его весьма неглупой подруги из неофашистской (не боновской) среды, которая быстро просекает фишку ("Дени, почему Вы, евреи, считаете себя самыми умными?") но молодого человека не сдает, и даже, сама, в конце концов обращается в иудаизм). Дениэл выдвигает множество объяснений того, почему всякий приличный человек должен ненавидеть евреев.
Еврейский ум, воспитанный Торой, склонен к акбстракциям. Абстракциями подменяет он реальную жизнь, разрушая, таким образом, ее корни. Дерево всего лишь дерево, земля - это только земля, мать и отец - те, кто дал нам жизнь и воспитал. Простота и чистота "естественного существования" народов Европы ушли в прошлое, их смел зловещий еврейский гений. Еврейский ум - изощренный, извращенный, ловкий все подвергает сомнению и разрушает, он - яд, внедренный в цивилизацию и постепенно убивающий ее. Он подменил реальные конкретные предметы научными и философскими обобщениями, он релятивировал мораль уже тем, что взял ее под сомнение и показал ее относительность, он поставил на место родителей фрейдовских чудовищ, здоровую хозяйственную жизнь подменил глобальной торговлей, а цельный народ - борющимися классами.
Все эти обвинения типичны для европейского романтического национализма и консерватизма 19- начала 20го столетий. Однако, разве современная цивилизация такова, какой ее представляют поклонники такого мировоззрения? Разве она, в самом деле лишена экономического неравенства? Разве родители наши и в самом деле святые люди? Все это в большей или в меньшей степени осознается и самим Дениэлом, и если и не проговаривается им, то становится понятным ему по мере развития сюжета.
Любопытно, что отчасти эти аргументы - зеркальное отражение примитивного еврейского национализма ("Мы самые умные - дали миру Маркса, Фрейда, Эйнштейна и еще кучу других"). Они ошибочны уже хотя бы потому, что, как отмечает Ханна Арендт, еврейский гений не был еврейским - большинство его "носителей" являлись радикальными ассимилянтами, мечтавшими вырваться из местечкового гетто в Большой Мир. Иными словами они были более радикальными и убежденными последователями и носителями европейской культуры, чем сами европейцы. Проблемы, таким образом, скорее в самой европейской цивилизации...
Еще одно обвинение в адрес евреев - стремление превращать свою слабость в силу. У евреев "жалкая женская душа, - говорит Дениэл, - они слабы, но именно по этой причине и опасны, так как завоевывают человечество не военным путем, а с помощью обмана и хитрости". Кроме того, "у евреев нет своей земли и поэтому они ненормальны, и это хорошо понимал Гитлер". Ему справедливо возражает оппонент: "но есть ведь Израиль". Такое впечатление, что Дениэл и сам все понимает. Он бросает замечание, что сионисты похожи на нацистов: но ведь это, как раз, и опровергает всю его аргументацию!
Что же остается? В конце концов, ораторствует Дениэлл, "нет никаких рациональных причин ненавидеть евреев, а если бы они и были, так всегда найдется какой-нибудь хиитроумный жид, который их опровергнет". Только одна причина ненавидеть евреев: "они просто есть, они плохи тем, что существуют, занимая определенное жизненное пространство". Этот тезис заимствован напрямую уже не из европейского традиционного антисемитизма, а из заявлений преподавателей еврейских (черт возьми, опять это слово!) экстремистских националистических ешив: гои ненавидят евреев без всякой причины, только за то, что те - евреи; ненависть гоев абсолютно иррациональна.
Вообще, для тех, кто не в теме, фильм может быть не вполне понятен. Тем же, кто в теме, любопытно будет наблюдать, как перевертывается и превращается в антисемитизм еврейская националистическая риторика.
Но только Дениэл-то ведь и сам еврей, так какого же рожна...
Истинной причиной, которая постепенно раскрывается в фильме, является бунт против бога, возмущение его жестокостью. Дениэл - верующий иудей, более того, единственный, по настоящему верующий среди всех окружающий его людей. Именно поэтому он не в силах простить жестокость и несовершенство мира, жестокость самого бога. Разве милосердный творец мог заставить отца убить сына? Но именно так поступает бог с Авраамом. Что толку, что бог в последний момент останавливает руку Авраама: в душе тот уже принес сына в жертву, уже убил его... И вот на этот аргумент, на самом деле направленный не только против иудаизма, но против всех аврамистических религий, Дениэл, даже будучи "хитроумным жидом", возразить не может...
В конце концов, кривая поступков, продиктованная логикой ситуации, приводит Дениэла к закономерному и предсказуемому финалу. Единственный возможный выход для радикального еврея-антисемита - самоубийство. Убив себя, он продолжает путь вверх, к богу, в светлую пустоту бесконечности - Эйн-Соф.
...Однажды в Индии жил юноша, искавший бога. Он так мечтал о встрече с богом, что это занимало все его помыслы и родственники сочли его сумасшедшим. Он говорил, что без встречи с богом ему жизнь не мила, но как искать бога и где он не знает. Он вел себя странно, отказывался от еды. Наверное, он окончил бы дни свои в доме для душевнобольных, но вот однажды его встретила женщина, которая сказала, что если бы все в мире были такими сумасшедшими, как он, мир уже давно зажил бы святой жизнью. Юношу звали Гададхар Чаттерджи. Впоследствие он принял имя Рамакришна, и стал одним из самых выдающихся индийских мистиков, соединив опыт трех религий: индуизма, христианства и ислама.
...Попы, муллы, раввины и те толпы людей, котрые ходят в церкви, мечети, синагоги и хлопочут о получении постов, и загадывают желания, и молятся о том, чтобы бог им помог: ниспослал удачу, снабдил бы их какой-нибудь частичкой магической святости, каким-нибудь волшебным средством для решения земных проблем - вряд ли они являются верующими. Может быть истинная религиозная вера - действительно большая редкость? Может быть, ищущий бога человек - это и в самом деле святой, злодей или сумасшедший, кто угодно, только не из тех, "нормальных людей"?
Парадоксально, но, по самому большому счету, кинолента не о евреях, нацистах, антисемитизме, хотя эти слова повторяются беспрерывно. Этот фильм о поиске бога. О чудовищной космической мистерии, о попытке ограниченного человеческого существа постичь безграничное, Эйн-Соф, нечеловеческую правду.
Фильм в русском прокате называется "Фанатик", что не совсем точно, правильный перевод "Верующий". Думается, ошибка не случайна.
Михаил Магид
Публикация этой рецензии в День памяти жертв Холокоста - случайное совпадение. Тем не менее, подумалось, что сегодняшняя плоскость европейской интеллектуальной жизни связана с отсутствием влияния иудейской культуры, придававшей ей объемность.
ОтветитьУдалить