Оригинал взят у dm_bondarenko в "The Big Lebowski" (1998)
Кинопоиск
В США 1960е годы прошли под эгидой Вьетнамской войны. Кто-то отправился воевать и вернулся, как минимум, с расстройством психики; кто-то уклонялся от призыва и вступил в протестное движение. Но любая эпоха заканчивается, и кто-то не может вписаться в новую эпоху.
В 1991 году бывший хиппи Джефф «Чувак» Лебовски беззаботно живет в Лос-Анджелесе. Он не работает и проводит практически все свободное время в боулинг-клубе со своей компанией – агрессивным ветераном Уолтером Собчаком и глуповатым Донни. Все идет своим чередом, пока в квартиру Чувака не врываются два бандита и не требуют деньги за долги «его жены». Потом выясняется, что бандиты спутали его с тезкой – богатым инвалидом Джеффри Лебовски и разъяренный Чувак идет к богатому тезку за компенсацией за испорченный ковер…
Предыдущий фильм Братьев Коэнов («Фарго») можно назвать «Повестью об идиотизме в американской глубинке», а «Большой Лебовски» можно назвать «Повестью о злоключениях двух динозавров прошлого в новой эпохе». Как вы поняли, этими двумя динозаврами являются Чувак и Уолтер Собчак.
Чувак не вписался в новую эпоху, но он никогда и не стремился к этому. Он выбрал следующий жизненный сценарий – жить, как ему хочется и наплевать на всех остальных. Поэтому он нигде не работает, регулярно пьет «Белых Русских», курит марихуану и проводит все время в боулинг-клубе.
С другой стороны, Уолтер Собчак также живет прошлым, но абсолютно в другом ключе. Он агрессивен и заводится с полуоборота, постоянно вспоминает войну и готов применить силу для решения практически любого конфликта. Но внешний мир насильственно выталкивает динозавров из их коконов и заставляет окунуться в действительность.
Через призму Чувака и Уолтера режиссеры вытирают ноги обо все атрибуты 1980х: консервативных бизнесменов, современное искусство, контркультуру, потребительство, феминизм и видео-порнографию. И Братья Коэны не были бы американцами, если бы не были бы на стороне маленького человека против системы.
Но это не боевик 1980х, поэтому победа героев будет выражаться в ином. В подобных фильмах победа выражается в том, что герои останавливают вторжение внешних сил в свой мир и не позволяют им диктовать условия жизни. Но удастся ли это героям на самом деле или это очередной стеб режиссеров?
«Большой Лебовски» - прекрасный фильм, который оставляет безграничные возможности для СПГС. Надеюсь, что мой индекс СПГС не зашкалил разумные пределы. Если не смотрели этот фильм, то срочно посмотрите.
Кинопоиск
Let's go bowling
В США 1960е годы прошли под эгидой Вьетнамской войны. Кто-то отправился воевать и вернулся, как минимум, с расстройством психики; кто-то уклонялся от призыва и вступил в протестное движение. Но любая эпоха заканчивается, и кто-то не может вписаться в новую эпоху.
В 1991 году бывший хиппи Джефф «Чувак» Лебовски беззаботно живет в Лос-Анджелесе. Он не работает и проводит практически все свободное время в боулинг-клубе со своей компанией – агрессивным ветераном Уолтером Собчаком и глуповатым Донни. Все идет своим чередом, пока в квартиру Чувака не врываются два бандита и не требуют деньги за долги «его жены». Потом выясняется, что бандиты спутали его с тезкой – богатым инвалидом Джеффри Лебовски и разъяренный Чувак идет к богатому тезку за компенсацией за испорченный ковер…
Предыдущий фильм Братьев Коэнов («Фарго») можно назвать «Повестью об идиотизме в американской глубинке», а «Большой Лебовски» можно назвать «Повестью о злоключениях двух динозавров прошлого в новой эпохе». Как вы поняли, этими двумя динозаврами являются Чувак и Уолтер Собчак.
Чувак не вписался в новую эпоху, но он никогда и не стремился к этому. Он выбрал следующий жизненный сценарий – жить, как ему хочется и наплевать на всех остальных. Поэтому он нигде не работает, регулярно пьет «Белых Русских», курит марихуану и проводит все время в боулинг-клубе.
С другой стороны, Уолтер Собчак также живет прошлым, но абсолютно в другом ключе. Он агрессивен и заводится с полуоборота, постоянно вспоминает войну и готов применить силу для решения практически любого конфликта. Но внешний мир насильственно выталкивает динозавров из их коконов и заставляет окунуться в действительность.
Через призму Чувака и Уолтера режиссеры вытирают ноги обо все атрибуты 1980х: консервативных бизнесменов, современное искусство, контркультуру, потребительство, феминизм и видео-порнографию. И Братья Коэны не были бы американцами, если бы не были бы на стороне маленького человека против системы.
Но это не боевик 1980х, поэтому победа героев будет выражаться в ином. В подобных фильмах победа выражается в том, что герои останавливают вторжение внешних сил в свой мир и не позволяют им диктовать условия жизни. Но удастся ли это героям на самом деле или это очередной стеб режиссеров?
«Большой Лебовски» - прекрасный фильм, который оставляет безграничные возможности для СПГС. Надеюсь, что мой индекс СПГС не зашкалил разумные пределы. Если не смотрели этот фильм, то срочно посмотрите.
Но любая эпоха заканчивается, и кто-то не может вписаться в новую эпоху.
ОтветитьУдалитьЭти слова мне напомнили цитату из советской рецензии 1972 года на фильм Стэнли Кубрика "2001: Космическая Одиссея":
"..."Космическая одиссея" - предметное выражение драмы буржуазного сознания, вернее, тех его представителей, которые ...всерьез задумываются над бедами современного человека. Считая нормы частнособственнического бытия непреходящими, они не могут понять мир в его реальных противоречиях, в его неостановимом движении к социализму."
Я еще застал те времена, когда всех поголовно "вписывали в новую эпоху". Кто-то вписывался в новую эпоху, отправляя евреев в газовые камеры, кто-то - расстреливая врагов народа.
Любопытно то, что Уолтер Собчак, в принципе, мало чем отличается от героя фильма Кшиштофа Занусси "Константа". Просто в глазах братьев Коэн он выглядит как "поляк надутый". Так называли героя рассказа Чехова "Ионыч", пока он не "вписался". Возможно, что приход к власти Трампа подготовили братья Коэн с их стебом над любыми принципами и любыми ценностями. Кажется, что нынешний президент сошел с экрана как в "Последнем киногерое". И это не потому, что братья Коэн достоверно отобразили действительность, а потому, что они ее создали.
Спасибо за столь дельные комментарии.
УдалитьЯ выбрал эту рецензию по трем причинам. Первая - 20-летие выхода картины на экраны. Вторая - моя любовь к этому фильму. И третья - желание ответить на изложенную Вами точку зрения.
УдалитьСпасибо в любом случае, я ценю нашу дискуссию.
УдалитьТолько что вспомнил, что Дональд Трамп во время предвыборной компании нападал на ветерана войны во Вьетнаме сенатора Джона Маккейна. Для него не было большой проблемой представить сенатора этаким Уолтером Собчаком.
ОтветитьУдалитьДа, это было особенно мерзко.
Удалитьа вот интересно, нет ощущения что Собчак это отчасти пародия на Вронского из "Охотника на оленей"? Не зря же ему славянскую фамилия дали.
УдалитьМожет это еще и слив кинопредшественников
Или вечный штамп про рядового Ковальски?
УдалитьЯ уже выше писал, что Собчак, в принципе, - это такой хипстерско-постмодернистский взгляд на ветеранов войны. Мне самому приходилось чувствовать этот разрыв в понимании с людьми, которые не служили в армии. В армии есть четкое правило "отвечать за базар", поэтому у служивших есть привычка тщательно подбирать слова. На кого Собчак направил пистолет? На человека, который не служил.
УдалитьСтенли Ковальски :)
УдалитьВьетнамская война мне всегда виделась "их Афганской".
ОтветитьУдалитьДа вот эти люди которые умеют убивать. В моем классе у двух или трех отцы там воевали. У моего главного оппонента тоже :)
Вот эта тема что они там было и им все должны. И дети их чувствуют себя особыми.
Мой отец был ветераном ВОВ. Был награжден орденом Красной Звезды. Из его поколения выжили только трое из ста. Но тогда война прошлась по всем. А в случае с Афганистаном и Вьетнамом, война затронула только некоторых. Для большинства она так и осталась телевизионной картинкой. Поэтому простой обыватель не может понять, из-за чего ветераны так переживают. В моем любимом комедийном сериале "Все любят Реймонда" отец главного героя как Уолтер Собчак все время вспоминает Корею. И над ним тоже из-за этого подшучивают. Но проблема в том, что эти люди не понимают всех ужасов войны. А это означает, что они спокойно отнесутся к развязыванию новой войны.
Удалитьпроблема в том что те кто в колониальных войнах привык убивать людей "отсталых" стран и в своей стране будет убивать тех кто не так крут как он.
УдалитьНе задумываясь
Да, нацистские штурмовые отряды формировались из ветеранов Перовой Мировой. Да, эти люди привыкли убивать и презирают тех, кто это делать не умеет и боится. Простыми увещеваниями и призывами к здравому смыслу их не остановишь. Я пару лет назад слушал лекцию Пятигорского о Будде. На одной из дорог расположился страшный бандит, грабивший и убивавший прохожих. Когда мимо шел Будда, он напал на него, но тот не показал ни грамма страха. Спокойствие Будды остановило бандита. Не помню, чем там дело кончилось, но один вывод уже можно сделать: убийце не обязательно должен противостоять убийца. Это может быть человек, который не боится смерти.
Удалитьпризнаюсь я не встречал к счастью бандитов из "афганцев". Видел только тех кто начал бизнес в 90-е и на кого "не наезжали". В общем они не плохие, но как то тревожно мне с ними.
УдалитьАлексей Иванов (который "Географ глобус пропил") издал роман "Надежда". Сам я не читал. Лев 56 читал. Про авганское братство и их судьбы
И еще я уверен что Данила из "Брата" сделан по впечатлениям от ветеранов Афганистана, которых режиссер знал хорошо.
Вот есть такая разница. Чечня это война куда бросали необученных пацанов, отсюда большие потери. А Афганистан через несколько лет после начала войны предполагал особую учебку. Их учили воевать. Вот это и роднит с Вьетнамом. Они не совсем такие как участники массовых воин типа Второй Мировой
и по ходу не у нас, не у них разочарования настоящего в тех колониальных войнах нет.
ОтветитьУдалитьТо есть ветеранам не дают разочароваться, их настраивают. А им тяжело думать что все было зря. Они за это "не зря" на многое готовы
Вчера читал воспоминания Немцова о встречах с Тетчер. Он спрашивал, почему ее так интересует Россия, на что она ответила, что и ее. и его страна страдают постимперским синдромом. Когда этот синдром накладывается на психическую травму, полученную во время боевых действий, получается гремучая смесь.
Удалитьа люди из прошлого создали настоящее. Куда им окунаться?
ОтветитьУдалитьХорошая мысль.
УдалитьТолько сейчас заметил, что Чувак и Собчак напоминают героев сериала "Такси" Игнатовского и Банту. Если сериал "Такси" снимался в конце 70-х - начале 80-х, сюжет "Большого Любовского" разворачивается в начале 90-х.
ОтветитьУдалитьФрагмент из сериала "Такси".
Удалить