суббота, 8 февраля 2020 г.

"Убить священника" (1988)

Оригинал взят у Tural Turan в Рецензия на фильм «Убить священника» (1988)

Кинопоиск


Фильм Агнешки Холланд о знаменитом в Польше священнике Ежи Попелушко, которого смертельно избили и выбросили в водохранилище реки Вислы в 1984 г. Кто же такой Ежи Попелушко и почему власти так топорно ликвидировали его?

Напомним, что в начале 80-х гг. к власти в Польше приходит генерал В.Ярузельский, ставший Председателем Военного Совета национального спасения, который ввёл военное положение и интернировал лидеров оппозиционного объединения профсоюзов «Солидарности». Церковь в Польше была именно тем местом, где оппозиционно настроенные люди могли собраться и высказаться относительно свободно про политику. Сам священник Ежи Попелушко был анти-коммунистом, активным сторонником «Солидарности» и даже стал капелланом профсоюза. Его проповеди транслировались по радио «Свобода», что в том числе увеличило его популярность в стране. Естественно, в таких условиях священник Попелушко становился опасным для государства и рассматривался в качестве потенциальной опасности со стороны спецслужб.

Режиссер фильма Агнешка Холланд, полячка, сбежавшая из страны в 1981 году и следившая за событиями в Польше, не могла остаться равнодушной к убийству со стороны властей популярного представителя церкви. Образ Попелушко взят за основу, хотя в фильме не произносится его имя. События в жизни и в фильме перекликаются и то, что происходит на экране, напоминает реальные события.


На главную роль отца Алека пригласили британского актера Кристофера Ламберта, известного зрителю с фильма «Горец». Ламберт старается воплотить на экране сострадание, любовь к ближнему и даже незнакомцам, бесстрашие, принципиальность. К слову сказать, характер священника раскрывается по ходу фильма. Единственное, что остается за кадром его антикоммунистическая деятельность в те годы.


Главным антиподом священника Алека становится сотрудник спецслужб Стефан, который возглавляет в IV департаменте (специализировавшийся на борьбе с польской католической церковью) спецгруппу «D», занимавшуюся акциями «неофициального насилия». Исполнителю этой роли Эду Харрису удалось изобразить лютую ненависть к церкви и Попелушко в частности, амбициозность, вспыльчивость и пренебрежение законными методами. В фильме показывается, что жена поддерживает его работу, а сын задает неудобные вопросы и возлагает на отца ответственность за его изолированность от других ребят. Внимание, спойлер! В какой-то момент даже непонятно, почему импульсивный Стефан старается помочь священнику Алеку, что потом показывает в качестве доказательства его руководитель. Неужели, Стефан сомневался в правоте своих замыслов и действий?

Помощники Стефана в группе Феликс и Игорь раскрываются в фильме по-разному и эти образы продемонстрированы с противоположных сторон. Если Игорь приходит в смятение и недоумевает по поводу содеянного со священником, то молодой и (по репликам голубой) Феликс вовсе не испытывает угрызения совести и переживает только за свою конфиденциальность. К слову, стоит отметить, что эти два образа имеют меньшую схожесть с реальными участниками убийства.


Кроме вышеуказанных персонажей интересно также наблюдать за Джозефом и его супругой Анной, которые поселились у священника Алека. Если Джозеф выступает в качестве водителя и призывает к продолжению борьбы, то Анна втайне симпатизирует отцу Алеку и даже хочет провоцировать его на грех (увидите сами!).


В фильме из известных актеров того времени можно назвать Дэвида Суше, сыгравшего роль епископа и известного большинству зрителей воплощением роли бельгийского детектива Пуаро и Джосса Экленда, воплотившего образ полковника и начальника Стефана.


Музыку к фильму написал знаменитый французский композитор Жорж Делерю. Она гармонирует с происходящими на экране событиями и прибавляет драматизма и трагичности.

Фильм впечатляет своей детальностью и попыткой раскрыть мотивы, персонажи и их характеры, и в этом плане работой режиссера можно удовлетвориться. Некоторые эпизоды иногда кажутся излишними, но они добавляют краски и носят символический характер. Стоит подчеркнуть, что роль злодея получилось более яркой и запоминающейся, а роль священника осталась немного в тени.

Рекомендую смотреть фильм, предварительно ознакомившись с историей Польши нач. 80-х гг., чтобы больше понять происходящее на экране. И да, при просмотре подготовьтесь к насилию и предательству.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.