понедельник, 8 апреля 2019 г.

"Застава Ильича" (1964)

Кинопоиск


Так что же это за фильм? Чем он так притягателен? Или это просто интеллигентская скукотища, как некоторым может показаться?

Застава кинематографическая
В середине 40-х годов послефашистская Италия совершила своего рода революцию в кинематографе. В историю она войдет под названием Итальянский Неореализм. Это новое итальянское кино не только бесцензурное по содержанию. Оно будет знаменита широким использованием документальных съемок, специально сделанных для художественного фильма, когда обычные люди делают то что для них привычно и в таком качестве предстают второстепенными киногероями. Оно будет знаменито схемками естественной городской среды. Не специально отгороженных мест в городе, со специальной массовкой, а большого города как он есть с машинами, случайными прохожими. При этом они достигли наивысшего мастерства в съемках города. Перекрестки, площади, уходящие вдаль улицы, узнаваемые объекты на заднем плане. Все это можно наблюдать уже в таких фильмах как например "Рим - открытый город" 1945 года или "Похитители велосипедов" 1948-го.

Впоследствии эти приемы возьмут на вооружение все кинематографы мира. В СССР это все получит популярность с середины 50-х, в оттепельном кино.
Хуциев и Шпаликов очевидно задумали "Заставу Ильича" как вариацию на тему "Сладкой жизни" (La Dolce Vita) Федерико Феллини. Только в центре внимания история не писателя испытывающего кризис среднего возраста, а молодого человека. За молодыми будущее - это одна из главных тем оттепельного кино. И подошли они к делу со вселенским размахом. Если картина Феллини сборник событий их жизни богемной Италии, то Хуциевская попыталась охватить едва ли не все актуальные явления времени! Документальные съемки первомайской демонстрации, куда интегрированы персонажи, поэтические вечера, поэты и Окуджава здесь выполняют примерно ту де функцию что Челентано и Нико в "Сладкой жизни". Киношники в роди золотой молодежи. А многие из них ею и были.

Как Сергей Бондарчук превзошел масштабом массовых сцен в "Войне и Мире" любой иностранный фильма, включай все шедевры Девида Лина, так Хуциев тут снял более портрет эпохи чем сам Феллини.


Застава идеологическая
Хуциев с Маргаритой Пилихиной сняли, а Шпаликом написал фильм о левой утопии послевоенной Европы. Эта утопия началась где-то после Второй Мировой, но наибольшую популярность набрала тогда когда подросло "непоротое поколение" которое было воспитано в презрении к фашизму, и снисходительно относилось к старшим, которые были взрослыми в период фашистского государства или немецкой оккупации. Критика фашизма превратилась в критику любых правых идей. Реальные победители фашизма, такие как Де Голль не были авторитетами для поколение, которое Вторую Мировую застало в детском возрасте или не застало вовсе. Это были люди, которые упивались левым романтизмом. Им казалось, что еще чуть-чуть и наступит вечное счастье. Коммунизм. Колонии получали независимость, страны соцлагеря демократизировались, а Дзедуновский Китай казался издалека страной, где молодежь берет власть в свои руки - вот вот и люди всего мира сольются в экстазе. Не слились. Прозрение наступит в 1968 года. Красный май. Широкие народные массы не поддержали восставших студентов. Придет понимание, что коммунизма не будет. Бывшие леваки уйдут кто в мирную социал-демократию, а кто наоборот в левый терроризм.

В это время в СССР решениями 20-го Съезда все беды предыдущего периода строительства коммунизма свалили на лично Сталина и его госбезопасность. А вот Ленин, революция и Гражданская казались тем идеалом который потом был предан, но теперь возвращается. Наша страна передовая, и весь мир скоро пойдет нашим путем. Конвергенция блин. При этом была технологическая революция, улучшение жизни простого человека, автомобили, хрущевки и т.д. Было полное ощущение что свобода и успех идут рука об руку.

- Я серьезно отношусь с Революции. К песне Интернационал. К 37-му году. К войне, к солдатам. К тому что почти у всех, вот у нас, нет отцов.

Слова главного героя Сергея Журавлева. Манифест "социализма с человечески лицом".

Их всех ждет разочарование. Но пока все так. И старики им не указ. Старики боялись, старики ошибались. А они нет. Может быть пока нет.
И социальный конфликт с нашем бесклассовом обществе тут как нельзя кстати. Любовь между молодым рабочим и уже разведенной дочкой большого дяденьки.

Застава ментальная
Но главное даже не то что описано выше. Если бы дело было только в этом, "Застава Ильича" был бы только мастерски снятым актуально сделанным документом эпохи. Но она больше.

Впервые я посмотрел его в 22 года. В возрасте главного героя. Это фильм об осознании себя как полноправного члена общества. Прошел возраст когда ты уже взрослый, но тебе многое "не положено", прошла эйфория, которая наступает после окончания школы. Тебе 20 с чем-то. Ты хочешь что-то сделать. Что-то большое. Быть полезным. И не находишь свое место.

Это и не тинейджерский фильм и не фильм о человеке с понятным местом в жизни. Такого иностранного фильма я не знаю. Такого фильма о молодом человеке у которого вроде все как надо, но все не то.

3 комментария:

  1. цитировал я по трейлеру из которого схватил картинки :)
    Обычно фразы я запоминаю неправильно. Неточно. По памяти не получается у меня.
    А сами вы пан Модератор что по поставленным вопросам думаете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы же читали мою серию рецензий, посвященных фильмам "оттепели" про "оттепель". Ваша точка зрения только дополняет то, что я написал 5 лет назад.

      Удалить
    2. я с вами ни в коем случае не соревнуюсь.
      Надо перечитать

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.