Оригинал взят у stranikmegzvezd в Товарищ Педерсен / Gymnaslærer Pedersen (2006) Норвегия
И, кстати, как гротескная сатира «Товарищ Педерсон» фактически шедевр! Проблемы начинаются, когда пытаешься найти в картине правдоподобность, жизненность и приземлённость. Вот есть, к примеру, южно-корейский фильм «Тележка» про забастовку кассиров в супермаркете. Вот там без ярлыков идеологий показано как живут кассирши и прочие работники торговой сети, чего в их жизни не хватает, почему они вообще забастовали, как именно пытались повлиять на руководство и как владельцы супермаркета пытались прижимать их к ногтю.
И не важно кто за восстание рабочих, за революцию и диктатуру пролетариата, а кто против и даже вспоминать не хочет эту тему. Вопрос лишь в том, чтобы была система, логика, причинно-следственная связь в повествовании. Но вместо этого экранная норвежская ячейка коммунистов напоминает этакую помесь хиппи с современной либеральной молодёжью. Точнее, я вижу на экране хиппи и медийный образ современной либеральной молодёжи.
Коммунисты в фильме, естественно, хотят поднять рабочих на борьбу и в перспективу устроить революцию, чтобы угнетённые с оружием в руках низвергли жадных, алчных и корыстных. При этом надо понимать, что угнетённым, видимо, совсем невыносимо. Наверное, там цены адские, налоги, полное бесправие перед лицом чиновников и прочих беспринципных власть имущих. Но нет, почти за два часа мы только раз услышим что-то там про повышение цен на молоко. Чуть позже один-единственный разочек, ну, может быть, пару раз на экране как будто реализуется конфликт рабочих и интеллигенции. Вот, например, идейные, которые уже горят желанием расстреливать врагов, а вот учитель, который против крови. И, наконец, в развязке мы мельком так услышим про одинаковый оклад для новичков и ветеранов производства. Всё!
А в остальном мы видим демагогов в вакууме, которые вообще не понимают почему, зачем, ради чего и как! Пустые лозунги, пустая болтовня и абсолютно пустые инициативы. И вся борьба у них ради борьбы, которая, естественно, кончается ничем. А ведь у нас как будто бы подполье, которое проводит свои встречи так, чтобы никто и никогда не догадался! Наверное, им кто-то угрожает? Да нет, все коммунисты в фильме, как тот неуловимый Джо, который даром никому не нужен.
Ну как? Рождается ассоциация с подростками, которые бунтуют потому что? Ничего не умею, ничего не знаю, но бороться буду! Даёшь свободу! Долой диктатуру! Бунтуй и веселись, стреляй и радуйся в своём воображении, чтоб победить противных, нудных, распроклятых взрослых! А что потом? Что строить и к чему стремиться? А пофи-и-иг! Свобода как-нибудь сама нам всё разрулит. Вот так, только заместо чернокожих, латиносов, сильных и независимых девчонок со всем разнообразием энтузиастов от ЛГБТ здесь вроде бы страдает пролетариат, а на устах защитников зазубренная ими теория от Карла Маркса. В сети, в одной-единственной положительной рецензии фильм похвалили за своеобразную историю взросления. Да-да, отчасти она здесь заметна, но в тоже время посыл взросления здесь дико упрощён!
Но хуже всего то, вся история становится такой отчасти из-за главного героя, учителя, товарища Педерсона. Я же говорил о том, что фильм почти и не пытается раскрыть конфликт рабочего с интеллигентом, желания возмездия или обыкновенной злобы от невежды с идеалами образованного человека? А всё во многом потому, что Педерсон ни разу не идейный, индифферентный либерал, а прямо типовой ботаник, которым овладела страсть! Нет, не страсть, а стр-р-р-расть! Поэтому ему абсолютно пофиг кто, зачем, ради чего, как именно, какой ценой и что вообще тут происходит. Ну да, на одном собрании он вставил свои пять копеек про то, что Сталин — зло. На этом всё.
А в остальном, нам демонстрируют либо коммунистов в вакууме, либо обычный и топорный трах Педерсона с горящей жаждой революции коммунисткой Ниной. У двоих нашлась свободная минута? Они потрахались. Ячейка партии прибыла с собрания. Они устали и потихоньку разбредаются по койкам и стоит только товарищам немножко отвернуться, как парочка пытается потрахаться.
Коммунисты хором поют песню? Товарищ Педерсон засовывает руку под юбку Нины, чтоб прям в процессе исполнения довести подругу до оргазма. Да-да, вот в СССР у коммунистов секса не было, а у норвежской партии он был! И даже дело партии приходит к своему концу почти синхронно после того, как пара расстаётся.
Педерсон влюбился и загорелся страстью к желанной женщине, и к непонятной, странной для него борьбе. И он боролся, хотя и сам-то толком не понимал за что. Но вот любовнички решили разойтись и коммунисты в вакууме внезапно рассосались по щелям. Ух ты, какие параллели! Какой посыл от умудрённого и убелённого сединами учителя!
Шутить по поводу тоталитарных идеологий могут те, кто при них не жил. Гитлера тоже многие не воспринимали серьезно. Потом многие из этих многих оказались в концлагерях.
ОтветитьУдалить