Оригинал взят у pol_ned в Васса / 1983 / Глеб Панфилов
Когда советский режиссер в начале 80-х берется экранизировать классическое произведение «певца революции» Максима Горького, результат казалось бы предсказуем – кино, на которое в обязательном порядке будут водить школьников в воспитательных целях. Однако, когда смотришь «Вассу», понимаешь, что о «вырождающемся классе» это кино в той же степени, что и «Гибель богов» Висконти – об истоках фашизма. То есть «об этом тоже», но сквозь призму личных драм персонажей, на долю которых выпало жить в определенную эпоху. В случае с «Вассой» сработал тот же принцип, что и с «Матерью», которую Панфилов экранизировал в начале 90-х –произведение из школьной программы обретает не столько новое прочтение, сколько новую жизнь. Однако если «Мать» - просто плохо написанный роман, политически ангажированный к тому же, то «Васса Железнова» относится к числу талантливейших пьес, практически «Леди Макбет», только в реалиях дореволюционной России. Панфилов ломает традицию, согласно которой героиню пьесы принято было изображать немолодой купчихой, погрязшей в заботах о наживе, в то время как муж ее предается пьянству и разврату с несовершеннолетними ровно до тех пор пока очередной скандал замять не удается и он вынужден принять яду, чтобы избежать суда и огласки. Причем сам-то он согласен и на суд и на огласку, но под давлением Вассы никто не устоит… В фильме Панфилова героине, которую гениально сыграла Инна Чурикова, лет столько же, сколько и в самой пьесе, т.е. чуть за 40 и она отнюдь не монстр, а живой человек и более того – Женщина. Васса в версии Панфилова отнюдь не страждущая наживы сука, готовая шагать по трупам, а измученная хозяйка большого дома, которая из горького опыта вынесла, что полагаться можно только на себя, а доверять другим допустимо только в самом крайнем случае, что и неудивительно – окружают ее сплошь корыстные негодяи да приживалы. И вот именно здесь главное различие, наверное, между пьесой и фильмом: если у Горького речь в первую очередь идет о классе как таковом, на примере отдельной семьи, то у Панфилова именно о людях. Вынеся за скобки «мотивы вырождения класса в целом», он сосредотачивается на психологических нюансах отношений героев самой истории, трансформирующейся из горьковской практически в бергмановскую.
Итак, Васса (И.Чурикова) - сильная женщина, взявшая в руки бразды правления большим домом и семейным бизнесом только потому, что у мужа нет никакого желания на это. Сам муж (В.Медведев), вальяжный самец, предпочитающий общество не жены, а друзей-картежников и продажных девок, а чаще – нимфеток. Брат-нахлебник (Н.Скоробогатов), вечно пьяный гуляка, устраивающий непотребства в доме пока хозяйка отсутствует по делам. Дочери – Наталья (О.Машная), циничная акселератка с порочными наклонностями, примерная ученица собственного дяди и Людмила (Я.Поплавская), слегка блаженная девочка, одна только и способная любить свою мать. А еще совершенно «бергмановская» служанка Лиза (Т.Кравченко) в крахмальном передничке – под белоснежным фартучком у нее «пока незаметный» живот от брата хозяйки.
Однако, налет перверсивности персонажей (вуайеризм, педофилия явная (муж Вассы и совращенные им девочки, одной из которых всего 11 лет) и скрытая (странные отношения дяди с племянницей), легкое садо-мазо - а отношения Анны с шофером идеально вписываются в эту схему ибо согласно известной аксиомы нет лучшего хозяина, чем бывший раб и наоборот) преподнесен тонко и полунамеками, не стоит забывать, что снимался фильм почти 30 лет назад и повторять подвиги Висконти образца «Гибели богов» Панфилов не мог. Тем не менее и полунамеки читаются очень четко и, думается мне, чиновники от кино не такие дураки были что бы не заметить, но поскольку тут «классика, Максим Горький и вырождение класса» - решили сквозь пальцы, видимо…
Эпизод смерти самой Вассы производит не менее сильное впечатление и в полной мере раскрывает как суть характера героини, так и актерский гений Чуриковой: после нескончаемо длинного дня, полного потрясений и дел, Вассе становится плохо и неожиданно она видит покойного мужа, наблюдающего за ней едва ли не с ироничной улыбкой из угла комнаты. В полной тишине она открывает окно и пытается прийти в себя, вздохнув свежего воздуха – не кричит и не зовет на помощь увидев почившего супруга, а просто молча борется с охватившей ее паникой (и это действительно по-настоящему пугающий в своей гнетущей атмосфере эпизод). Бросив осторожный взгляд в сторону, где был призрак и не обнаружив его, она все так же молча садится за стол и рефлекторно начинает перебирать какие-то документы, но тут на ее голову опускаются ладони супруга и он нежно начинает гладить ее по волосам и первоначальный ужас в глазах Вассы постепенно сменяется выражением приятия происходящего как некого логического завершения всего, слезами безграничной усталости, облегчения и благодарности за ласку, которую ей так давно никто не дарил.
В финале, совершив подлог документов и подделав завещание, Анна занимает место в кабинете Вассы, переняв ее манеру смотреть из под очков и говорить тихим властным голосом – бледная тень заняла место своего хозяина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.